Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Товарная политика предприятия. Оплата труда работников промышленных предприятий. Себестоимость промышленной продукции, страница 29

Группировка затрат по элементам позволяет определить фабрично-заводскую себестоимость валовой продукции, товарной, сформулировать план по себестоимости и согласовать его с другими разделами плана развития предприятия, разработать основные направления по снижению текущих издержек производства.


6. Пути снижения себестоимости продукции.

Чтобы определить пути снижения себестоимости по отдельным видам продукции и в целом по предприятию необходимо проанализировать структуру себестоимости.

В структуре себестоимости продукции и отдельных видов продукции наибольший удельный вес составляют материалоемкие затраты, на их долю приходится свыше 60%. В соответствии с этим удельный вес зарплаты в структуре себестоимости составляет 20% и 3-я величина – это управленческие расходы. Наибольший удельный вес – общезаводские и цеховые расходы.

Исходя из этого общие пути снижения себестоимости:

1.  снижение материальных затрат;

2.  повышение производительности труда.

Основными факторами снижения материальных затрат и повышения производительности труда являются:

а) повышение технического уровня производства:

·  внедрение новой техники, технологии;

·  автоматизация, механизация производства;

·  внедрение совершенных предметов труда и материалов;

б) улучшение организации труда и производства – повышение специализации производства; лучшее использование станков, машин, оборудования; улучшение качественных составляющих оборудования; внедрение систем планово-предупредительного ремонта, что позволяет сокращать потери рабочего времени по причинам неудовлетворительной организации производства; рациональная организация снабжения рабочих мест технологической оснасткой, инструментом; совершенствование амортизационной политики; внедрение прогрессивных методов начисления амортизационных сумм.

в) изменение объема и структуры номенклатуры выпускаемой продукции, повышение доли кооперированных поставок.

г)  совершенствование нормирования, внедрение прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, снижение материалоемкости продукции, совершенствование нормирования материальных ресурсов.

д)  совершенствование метода формирования затрат и методик определения комплексности статей затрат (цеховые, общезаводские, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, внепроизводственные расходы, расходы по освоению новых видов изделия).

Тема 10. Цены и ценообразование.

1. Цена и рынок.

2. Формирование цен, виды.

3. Диверсификация цен.

4. Цена и качество продукции.

5. Формирование цен на научно-техническую продукцию.

1. Цена и рынок.

Цена – это денежное выражение стоимости, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченных на производство продукции общественно-необходимых затрат труда.

Цена – одно из важнейших условий повышения эффективности производства. Она оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

В условиях рынка, цена выступает как связующее звено между производством и потреблением, т. е. это механизм обеспечения равновесия спроса и предложения.

С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты как вложений, стимулирующих производство и потребление, а также качество товара.

От рынка, на котором реализуется продукция, зависит вся политика цен товаропроизводителей.

Поэтому при ее формировании следует учитывать:

1.  тип рынка – исходя из конкурентоспособности продукции;

2.  соотношение цены от спроса. Здесь необходим выбор коэффициента ценовой эластичности.

3.  Конечный результат хозяйственной деятельности предприятия – прибыль.  

4.  Конкурентоспособность товара.