Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Товарная политика предприятия. Оплата труда работников промышленных предприятий. Себестоимость промышленной продукции, страница 31

В стратегии ценообразования наиболее распространена диверсификация цен по времени, которая сводится к пересмотру цен в различные периоды. На практике диверсификация цен не находит широкого применения, но товаропроизводитель не упускает случая использовать эту стратегию ценообразования для получения дополнительной прибыли.


4. Цена и качество продукции.

Потребительская стоимость и качество продукции тесно взаимосвязаны. Их экономическая суть проявляется в условиях использования товара с различным уровнем качества. Повышение уровня качества связано с НТП и осуществляется в соответствии с интересами товаропроизводителя, поскольку высококачественная продукция наиболее конкурента, однако при условии, что повышение цены будет гарантировать реальную и достаточную выгоду покупателям.

При формировании оптовой цены на продукцию повышение качества рассчитывает верхнюю и нижнюю границы (пределы) цены, основанные на условии равенства приведенных затрат по сравниваемым вариантам. Эти цены являются ориентиром для производителя, который может определить необходимый объем производства и реализации, чтобы обеспечить максимальную прибыль.

Цена на новую продукцию (принцип нового, т. е. нет аналога), а также продукцию повышенного качества устанавливается в такой последовательности:

1 этап:  выбираются изделия, которые в дальнейшем будут сравниваться с новой продукцией по технико-экономическим показателям;

2 этап:  устанавливается верхняя граница цены на новые изделия.

Верхняя граница - условно максимальная цена нового изделия, при которой производство и потребление одинаково выгодно как для производителя, так и для потребителя.        

Верхний предел цены рассчитывается по формуле:

Ц в.п. =  где

Цб – цена базового изделия;

Qн, Qб – годовые объемы продукции, произведенные на новой и базовой технике;

Наб, Нан – норма амортизационных отчислений для базовой и новой модели продукции;

– уровень рентабельности производства;

Иб, Ин – текущие издержки на производство годового объема продукции при использовании базового и нового оборудования;

DК – изменение капитальных затрат при использовании нового оборудования вместо базового.

3 этап:  рассчитывается нижний предел цены.

Нижний предел цены – такой уровень, при котором товаропроизводитель возмещает текущие издержки производства и получает прибыль, рассчитывается исходя из норматива рентабельности предприятия, определяется как:

Ц н. п. = Сн + Rн * Ф * Ен   или   Ц н. п. = Сн * (1+Rн), где

Сн – себестоимость единицы новой продукции, принимаемая за базу при расчете нижней границы цены;

Rн – норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к среднегодовой стоимости основных и оборотных фондов;

Ф*Ен – фондоемкость новой продукции определяется с учетом дополнительных капитальных вложений, необходимых для производства новой продукции;  

Ен = 0,15 – на 1 рубль вложенных средств мы получаем 15% прибыли.

4 этап:  определяется экономическая эффективность новой модели путем сопоставления верхнего и нижнего пределов цены скорректированные на плановые затраты предприятия, связанные с подготовкой и освоением производства новой модели.

Эффект рассчитывается по формуле:

Эф = Ц в. п. – (Ц н. п. + З п. о.), где

Эф – экономический эффект, рассчитанный между производителем и потребителем;

З п. о. – плановые текущие издержки производства, связанные с подготовкой и освоением производства новой модели.

Годовой экономический эффект от внедрения может быть определен отдельно для производителя и потребителя.

Для производителя рассчитывается по формуле:

Э пр. = [(Кн - Кб) * Ен + (Сб - Сн)] * Qпр.

Для потребителя рассчитывается по формуле:

Э пт.  = [(Кб уд. – Кн уд.) * Ен + (С’б – С’н)] * Qпт, где

Кб, Кн – капитальные вложения на единицу продукции по базовой и новой модели;