Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Товарная политика предприятия. Оплата труда работников промышленных предприятий. Себестоимость промышленной продукции, страница 30

При сопоставлении технико-экономических показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности товара, можно установить интервалы цен.


2. Формирование цен, виды.

При формировании оптовых цен на предприятии используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативную прибыль, НДС.

Текущие издержки (себестоимость) – являются основополагающим элементом при установлении цен.

Для раскрытия сущности цены необходимо исследовать взаимосвязь затрат и потребительской стоимости, так как именно потребительная стоимость определяет верхнюю границу цены.

Каждый производитель должен стремиться к снижению текущих издержек производства на изготовление того же количества потребительских стоимостей или увеличения тех же затрат, что позволит ему в конечном итоге приобретать большое количество необходимых ресурсов в расчете на единицу затрат.

Различают следующие виды цен:

1.  Оптовая цена предприятия – цена, при которой обеспечивается возмещение текущих затрат производства и получение прибыли.

а) на основании этой цены определяют выручку от реализации;

б) разницу между оптовой ценой предприятия и себестоимостью продукции отражает прибыль, которая определяется на единицу продукции и на годовой объем производства.

Оптовая цена предприятия рассчитывается по формуле:

Ц опт. предпр. = Сп * (1+Rc), где

Сп – полная себестоимость 1-цы продукции, в рублях; 

Rc – уровень рентабельности рассчитывается по себестоимости, т. е. прибыль, полученная от реализации годового объема продукции приходящаяся на рубль годовых текущих затрат.

Уровень рентабельности рассчитывается по формуле:

Rc = (ПФсг. * Rпр.) / Cп, где

ПФсг. – среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств;

Rпр. – уровень рентабельности промышленного предприятия в долях единицы;

Cп – полная себестоимость годового объема реализованной продукции. 

2.  оптовая цена промышленности – формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительно включается в цену издержек и прибыль сбытовых организаций.         

Оптовая цена промышленности рассчитывается по формуле:

Цопт. промышл. = Цопт. предпр. + (Цопт. предпр. - МЗ) * НДС + ПРсб +ТЗсб, где

МЗ – стоимость материальных затрат на 1-цу продукции;

НДС = 20%;

ПРсб, ТЗсб – прибыль и затраты сбытовых организаций.

3.  государственная розничная цена,  при которойтовары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть и которая отражает процесс нарастания общественно-необходимых затрат труда по всем последовательным стадиям производства товара. Она рассчитывается по формуле:

Цр = Цопт. пром. + ТЗр + Пр., где

ТЗр, Пр. – текущие издержки  прибыль розничных торговых организаций.

При рыночной экономике используются различные цены. В условиях рыночных отношений оптовые и розничные цены устанавливаются по договоренности между производителем и потребителем. Эти цены не регулируются государством. В настоящее время ставится вопрос о более жестком влиянии государства на регулирование цен. Верхняя граница договорной цены регулируется законом спроса и предложения, а нижняя граница устанавливается по текущим затратам.


3. Диверсификация (дифференциация) цен.

В условиях рыночной экономики товаропроизводители для присвоения потребительского излишка используют диверсификацию цен, т. е. дифференцирование цен для различных групп потребителей. При этом производитель устанавливает максимальную цену для каждой группы покупателей. Такая цена называется резервированной ценой предприятия и считается идеальной диверсификацией цен.

Диверсификация цен может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара: для мелких партий и разовых товаров – установить более высокие цены, а при оптовой покупке – льготные цены.