Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Товарная политика предприятия. Оплата труда работников промышленных предприятий. Себестоимость промышленной продукции, страница 24

По структурам управления руководители подразделяются на:

·  линейные (обслуживают производство);

·  функциональные (отдел труда и З./платы, финансисты).

По звеньям управления выделяют руководителей:

·  высшего;

·  среднего;

·  низшего звена.

В условиях становления рыночной экономики появилось новое понятие управленцев – менеджеры. К ним относятся руководители всех звеньев управления.

Принципы работы для руководителя: 

1.  Соблюдение принципов управления экономикой. Существует 14 принципов.

2.  Выполнение квалификационных требований к менеджеру – руководителю (7 групп требований).

3.  Рациональное сочетание методов управления (методы принуждения, побуждения, убеждения).

4.  Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов. Существуют стандартная, внешняя и внутренняя структура, обеспечение конкурентоспособности структуры.

5.  Приоритет стратегических вопросов перед тактическими вопросами. Исходя из этого структура рабочего времени руководителя: 60% времени – стратегическим заданиям;

25% - тактическим;

15% - оперативным.

6.  Применение к управлению (менеджменту)13 научных подходов.

7. Построение психологического портрета личности руководителя (темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию).

8.  Уважение личности.

9.  Стимулирование труда подчиненных: поощрять - открыто, наказывать - конфиденциально.

10. Единоначалие.

11. Корпоративный дух (союз работников).

12. Научная организация труда на рабочем месте.

13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости.

14. Изучение философии обеспечения качества.

15. Обеспечение нормального морально-психологического климата (доверие, информируемость, отсутствие давления).

16. Координация работ по качеству, затратам, срокам.

17. Соблюдение режима труда и отдыха.

18. Управление конфликтами и стрессами.     

Квалификационные требования к менеджеру:

1.Общая подготовка – высшее образование.

2.Экономико-правовая подготовка (знания основ всего экономического, правового).

3.Профессиональная подготовка в области менеджмента.

4.Умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности.

5.Умение организовать себя и коллектив на постановку, и достижение высоких целей.

6.Умение общаться с людьми, быть коммуникабельным.

7.Практический опыт, навык.

Факторы, влияющие на формирование структуры кадров:

1.  развитие НТП;

2.  уровень специализации, кооперирования предприятия;

3.  специфика отрасли;

4.  характер выпускаемой продукции;

5.  прогрессивность структуры кадров, характеризующаяся удельным весом основных рабочих  общей численности рабочих.

Коэффициент прогрессивности:

Кпр = .

Чем выше коэффициент прогрессивности, тем прогрессивнее структура.

Кадровая структура характеризуется также составом групп по возрасту:

до 20 лет;

от 20 до 30 лет;

от 30 до 45 и выше.


3. Показатели движения кадров.

Движение кадров на предприятии характеризуется системой показателей, отражающих процессы интенсивного приема, увольнения и характеризующие степень стабильности кадров.

Текучесть кадров характеризуется коэффициентом приема:

К приема  = , где

Чпр. – количество рабочих, принятых в течение года;

ППП – среднесписочная численность рабочих за год.

Коэффициент увольнения (К ув.):

К ув. = , где

Чув. – число уволенных за год.

Коэффициент  текучести (К тек.):

К тек. = .

Коэффициент  стабильности (К ст.):

К ст. = 1- К тек.

Все коэффициенты рассчитываются работниками по кадрам.


4. Основные формы повышения квалификации работников.

Существуют различия в организации повышения квалификации между рабочими и руководителями.