Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 9

С точки зрения Морского генерального штаба (МГШ), появление нового оружия, дредноутов, создало для России исключительную возможность покончить со своим отставанием от ведущих морских держав. "Именно данный момент является в высшей степени благоприятным для воссоздания флота, потому что это момент, когда ставится крест на все старое и создается совершенно новое; если флот упустит этот момент, это будет ошибкой непоправимой". Отсутствие готовности высшего государственного руководства немедленно приняться за воссоздание флота на новых началах, то есть немедленно заложить сразу 4 дредноута, не уступающих по силе германским, побудило МГШ в ноябре 1906 г. к резкому заявлению.В войне с Японией, докладывал он СГО, "мы потеряли именно то, что не пригодно для современного боя... потеряли то, что уже более не нужно", теперь все решают дредноуты. Дальнейшие колебания в выборе типа судов гибельны:

"Мы до сих пор никогда не пытались захватить в свои руки инициативу в прогрессе техники военного дела... всегда шли в хвосте Западной Европы, мы всегда только перенимали уже готовое и испытанное, но мы не творили, не созидали сами. Но и перенимаем-то уже готовое мы всегда с большой осторожностью и потому с большим опозданием, и в деле военной техники мы всегда отстаем, мы всегда позади наших противников и жестоко за это платимся... Мы получили самый богатый опыт в последней войне, но... не сумели его обработать и сделать из него все выводы; не у нас, а за границей разработан тип современного линейного корабля на основании опыта минувшей войны, и нам остается только одно - признать этот тип... и принять его. Если мы не можем сами творить, если мы не можем стать во главе прогресса военной техники даже при самых благоприятных к тому условиях, надо по крайней мере своевременно принимать то, что уже разработано в других странах" (21).

Отношение Николая II к планам судостроения вскоре изменилось, и он дал новое толкование своего рескрипта об обороне берегов. На поданном ему Бирилевым 2 ноября 1906 г. докладе о разногласиях в СГО он написал:

"В рескрипте на имя морского министра от 29 июня [1905 г.] я имел в виду, стр. 40

чтобы были созданы силы, которые сделали бы оборону прибрежий сильной и действительной, но не указывал мер, как достигнуть этого, в особенности в вопросе о постройке броненосцев береговой обороны". В апреле - июне 1907 г. царь уже определенно настаивал, не ожидая окончания согласований, на строительстве линейного флота на Балтике. Морское министерство представило ему четыре варианта судостроительной программы, максимальный из которых мог потребовать расхода в несколько миллиардов рублей (свыше двух годовых бюджетов государства). Но и наименьший вариант, с расходами в 870 млн рублей, оказался непосильным для казны, и когда морское ведомство добилось исполнения хотя бы части своих желаний, то все свелось к 126,7 млн руб. в течение 4-5 лет. После этого лишь в феврале 1909 г. морское ведомство занялось разработкой несколько более обширной программы, которую по финансовым мотивам пришлось и на этот раз сократить; однако в дальнейшем даже постройку уже заложенных дредноутов приходилось искусственно тормозить из-за нехватки денег (22).

Принятое Николаем II волевое решение связывается в литературе с его желанием, не считаясь с мнением СГО и руководителей Военного министерства, обзавестись линейным флотом, чтобы не упустить "редкую возможность", связанную с перевооружением морских сил европейских держав дредноутами, и усилить голос России в "европейском концерте" держав.