Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 6

Морское министерство считало себя обязанным "обеспечить, по возможности, все работающие для морского ведомства судостроительные и другие заводы заказами в таком размере, чтобы они не были вынуждаемы прибегать, помимо своей воли, к роспуску рабочих. Я надеялся тогда,- объяснял 17 октября 1906г. Совету министров Бирилев,- что ко времени окончания в половине 1906 г. данных заводам крупных нарядов... новая судостроительная программа будет уже разработана, и окажется возможным развить работы по новому судостроению... если не в усиленном, то хотя бы в нормальном размере".

Составление программы осложнялось неясностью выдвигаемых перед флотом задач. Имея в своем распоряжении 4 млн руб., ассигнованных на судостроение по смете 1906 г., Морское министерство долго не могло "решить, что же нам строить на эти 4 млн, что нам нужнее всего... Но надо строить,- говорил Бирилев на совещании 16 апреля 1906г.,- иначе лишимся и миллионов, да и работы в Адмиралтействах остановятся... Если стр. 37

мы ничего не заложим теперь, то обездолим заводы и не получим уже этих денег". Решить эту задачу, держась в пределах, очерченных в 1905 г. рескриптом об обороне берегов, оказалось невозможным. "Следуя буквально указаниям Высочайшего рескрипта, - докладывал Бирилев СГО 24 октября 1906г.,- ...можно бы было начать строить эскадренные броненосцы лишь впоследствии, но этому препятствует обстоятельство огромной государственной важности, а именно - состояние главных морских ресурсов, то есть судостроительных, бронепрокатных и артиллерийских заводов". 4 сентября морское ведомство провело совещание, которое пришло к заключению, что невозможно строить только минные суда и подводные лодки:

"Этим путем нельзя удовлетворить даже самые скромные требования заводов, в особенности металлургических" - Адмиралтейского, Ижорского, Обуховского. Грозила остановка бронепрокатных мастерских: бронирование "Павла I" и "Андрея Первозванного" (линкоры доцусимской постройки) "уже закончено, и с 15 ноября придется начать роспуск рабочих; если же работать тонкую броню, то искусство изготовления толстой, требующей большой опытности, утратится". Чтобы занять все заводы Петербургского района, необходимо заложить поскорее два эскадренных броненосца, передав часть заказов (на вспомогательные суда) Невскому заводу (17).

Но тут возникало новое затруднение, заключавшееся в состоянии отечественной инженерной мысли. В случае решения начать с крупнейших броненосцев негде было взять чертежи и исполнителей. Посовещавшись 16 апреля 1906 г., руководители судостроения выяснили, что "в настоящее время... чертежей для постройки теперь же броненосцев, а равно и для крейсеров не существует". Потратить 4 млн надо так, чтобы "заложить то, что войдет в программу", когда она будет разработана, сказал адмирал И. М. Диков. "Но этого нельзя ведь, потому что еще ничего не разработано, нет и чертежей", - сомневался вел. кн. Александр Михайлович, главноуправляющий торговым мореплаванием и портами. "В этом и вопрос,- поддержал его морской министр.- Стоит ли нам заниматься своими чертежами, когда мы видим, что на практике за прошлое время все, что нами улучшалось затем, по этим чертежам, или тонуло, или перевертывалось, или было неудобоуправляемо... Не проще ли нам купить чертежи, на рынке, ведь такие найдутся".- Вел. кн. Александр Михайлович:

"Для быстрой закладки иначе и поступить нельзя".- "Так стоит ли нам самим вырабатывать чертежи"? - бил в ту же точку Бирилев. "Может ли быть какой-либо вопрос, ведь мы сами не сможем создать чертежи в короткий срок",- заверил его И. Ф. Бострем, бывший морской агент в Англии, капитан крейсера "Богатырь". Морской министр, однако, с досадой заметил: "Наши корабельные инженеры станут доказывать, что они могут создать чертежи, и даже очень хорошие".