Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 8

При поддержке Дикова Бирилев старался закрепиться на прежнем рубеже (обеспечить заказами заводы) и сохранить за ведомством остатки предназначавшихся на судостроение кредитов, но встретил сильное противодействие в СГО. Возражали Военное министерство, великие князья, да и большинство представителей флота. "Для воссоздания флота не столько важно сохранение в теперешних размерах существующих заводов, - говорил Ломен,- сколько вообще развитие в стране промышленности, техники". Если не строить двух броненосцев, то это еще не погибель железоделательной промышленности. "Недавнее прошлое,- сослался Ломен на кризис рубежа XIX-XX вв.,- показало ошибочность расчета- основывать и строить фабрики, принимая в соображение лишь одни заказы казны". Поучительно выглядел в его глазах опыт Германии: если есть "развитая промышленность, рассчитанная на общий рынок, как свой, так и иностранный, а не на заказы какого-нибудь специального ведомства", то "построить могущественный флот ничего не стоит". Верные, но отвлеченные соображения моряка подкрепили и поставили на почву соперничающих ведомственных интересов военный министр А. Ф. Редигер, великие князья (генерал-инспекторы сухопутных сил, председатель СГО) и закаленный в подобных спорах Коковцов. Но в решающий момент Коковцов пришел на помощь морскому министру, изложив свое понимание значимости различных аспектов судостроения.

Роспуск 30 тыс. рабочих, чего не хотел допустить морской министр, в глазах Коковцова (заседание 30 сентября) не имел существенного значения в условиях разгула стачечной стихии. "Мы видим в настоящее время без работы значительно большее количество людей, и без всякой вины со стороны правительства, а только потому, что в рабочем люде стр. 39

поддерживается брожение постоянной агитацией злонамеренных элементов". Куда важнее сдержать расходы казны: "Сохранению [платежного] баланса следует подчинить все, кроме достоинства государства". Так что, он возражал бы, "если бы дело шло о поддержании мануфактурной промышленности, о нефтяных вышках. Но, к сожалению, я не могу так же спокойно судить о наших судостроительных заводах. Разорить их легко... Вопрос же о создании флота столь важен, что приходится ответить определенно: судостроительных заводов разрушать нельзя".

Подводя итог обсуждению программы судостроения на совещании 30 сентября 1906 г., Бирилев благодарил Коковцова и Шванебаха за их "принципиальное согласие... на постройку двух предположенных броненосцев, без чего я не имел бы возможности войти в Совет министров" с представлением об отпуске денег. Торжествовать и адресоваться в Совет министров все же оказалось преждевременно. 10 ноября 1906 г. свое решение принял СГО, где Морскому министерству не удалось отстоять предложение начать постройку броненосцев немедленно, хотя оно не встретило и совершенного отказа - СГО, "не предрешая ныне" вопроса о броненосцах, поручил обоим военным ведомствам прежде согласовать свои планы (18). Действительно, одновременно с морскими запросами, готовилось предъявить свое требование и сухопутное ведомство - не на 42 миллиона, и не на 425, как указывает Д. Стивенсон (19), а на два миллиарда рублей единовременно. По поводу этой суммы Коковцов сказал помощнику военного министра А. А. Поливанову, что "можно было заявить и 20 миллиардов, но что, конечно, таких расходов на армию государство сделать не может" (20).

Финансовое истощение свело задачи, возлагавшиеся правительством на судостроительную (как и военную в целом) промышленность, к крайнему минимуму, и такое положение в основном сохранялось не один год; с этим вынужден был считаться и Николай II. 29 декабря 1906г. он утвердил решение о согласовании ведомственных планов, принятое СГО 10 ноября.