На Черном море Севастополь являлся единственным портом для военного флота, но не располагал доками достаточной для крупнейших судов глубины. "Замена поврежденных частей артиллерийского вооружения Севастопольским портом совершенно невыполнима без содействия Петербурга", так как нет достаточно оборудованных мастерских и обученных рабочих. "Технические средства порта и по другим отделам не отвечают требованиям боевой обстановки, несмотря на то, что порт строит новые суда. На судах Черноморского флота введены водотрубные котлы уже много лет, но мастерской для ремонта их в порту нет". Предстояло к 1912г. построить много мастерских (в том числе для подводных лодок), но места для них в портовой территории нет; к 1919г. - два дока для линкоров и четыре для малых судов.
"Еще в худших условиях" находился Николаев, "несмотря на то, что окружен многими хорошо оборудованными заводами". В Николаевском адмиралтействе "уже 25 лет строят боевые суда, однако он не имеет никаких современных технических приспособлений, улучшающих постройку и удешевляющих рабочую силу". "Мастерские порта совершенно устарели, станки его расшатались, работы на них могут производиться... только для удовлетворения самых ограниченных требований". Даже достроить крупное судно до конца в Николаеве нельзя, так как при полной погрузке такое судно не пройдет через слишком мелкий (25 футов) Днепровско- Бугский канал; только если углубить его до 30 футов, Николаев сможет быть "обращен во вторую базу для флота". К 1912 г. Николаевский порт должен был быть оборудован как главная судостроительная база Черноморского флота с соответствующими верфями.
По сравнению с Балтикой и Черным морем более благополучным представлялось положение на Дальнем Востоке. Владивостокский порт был ранее подготовлен для обслуживания целой эскадры, "а теперь он обслуживает лишь весьма небольшое число судов". Для этого он имел механический завод, артиллерийскую и минную мастерские, "некоторые его мастерские - чугунолитейная, сталелитейная и железокотельная- оборудованы весьма удовлетворительно и могут отвечать даже строгим требованиям, между тем как другие мастерские - кузница, модельная, станочно-слесарно-сборочная- оборудованы гораздо слабее... Кораблестроительные мастерские можно считать оборудованными вполне удовлетворительно и способными производить все работы по корпусу для самых больших судов. В общем можно считать, - заключал МГШ, - что Владивостокский порт обладает вполне достаточным числом мастерских для обслуживания находящихся на Дальнем Востоке судов". Слабым местом порта оказывалось отсутствие "связи нормальной колеей со станцией Маньчжурской железной дороги и набережной коммерческого порта; подъездные пути оборудованы тоже недостаточно, и перевозка тяжестей производится главным образом на китайских арбах". Единственное, что намечал МГШ добавить во Владивостоке, это "построить станцию для ремонта и снабжения подводных лодок, вынеся ее на Русский остров" (36). В Николаевске-на-Амуре, отмечалось в его записке, "оборудования почти не существует", а предстоит построить эллинги для миноносцев, док для канонерок и ремонтные мастерские и проложить рельсовые пути.
Никакое строительство современных военных судов, тяжелой артиллерии и пр. оказывалось невозможным без технического руководства со стороны английских (таких, как Виккерс, Джон Браун), французских (А. Норман, Сен- Шамон, Шнейдер), австрийских (Шкода, Белер) и немецких (Крупп, Блом и Фосс, Шихау) фирм, с которыми пришлось заключить соответствующие контракты и частным предприятиям и заводам морского ведомства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.