Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 4

Оценив масштаб урона, высшие руководители экономической политики, Сольский и Коковцов, заявили, что "они переменили свое мнение относительно возобновления флота в Тихом океане и полагают необходимым строить только суда для Балтийского и Черного морей". 29 июня

1905 г. последовал царский рескрипт морскому министру, определявший как первоочередную задачу - обеспечить ослабленную потерями оборону морских берегов, и лишь потом, в зависимости от средств, приступить к постепенному воссозданию боевых эскадр. В соответствии с такой оценкой задач председатель Совета государственной обороны (СГО) вел. кн. Николай Николаевич известил Государственный совет, занятый рассмотрением бюджета на 1906г., о том, что в смете Морского министерства на

1906 г. желательно сохранить лишь некоторую сумму, предназначенную на обеспечение минной и подводной обороны берегов (11).

В Морском же министерстве продолжали составлять судостроительную программу применительно к объему средств, обещанному ему по стр. 35

итогам мартовского и апрельского совещаний 1905 г. (максимально 75 млн руб.-в год). Принять как факт отказ от флота в Тихом океане, объявленный Сольским и Коковцовым, Морскому министерству было трудно, и 3 сентября 1905 г., ссылаясь на необходимость иметь правительственное решение по этому вопросу для составления программы, морской министр А. А. Бири-лев попытался запросить указаний от председателя СГО. Вопрос ставился так: "Надлежит ли во всех морях иметь самостоятельные флоты", у каждого из которых "свои судостроительные верфи и адмиралтейства с заводами... или по-прежнему Балтийское море будет служить главным депо эскадр и отдельных судов, посылаемых в различные моря, и останется главной базой в смысле судостроения, ремонта и снабжения боевыми припасами и личным составом?" (12) К осени Морское министерство составило программу, включавшую (помимо достройки уже заложенных судов) сооружение эскадренного броненосца, трех броненосных крейсеров, трех канонерских лодок, судов береговой обороны и миноносцев.

Эта программа вызвала скандал. При обсуждении проекта ведомственной сметы на 1906 г. в Государственном совете 25 ноября 1905 г. Бирилеву было указано, что его смета никуда не годится: "Расходные исчисления по одному из важнейших ведомств представляются Государственному совету в совершенно сыром виде, и на Государственный совет возлагается пересоставление сметы, т. е. работа, которая вовсе ему не приличествует".

Суть просчета состояла в том, что, явно преувеличивая собственные возможности и ориентируясь на обещанные Коковцовым в марте ассигнования, Морское министерство не сумело оценить происшедшее изменение стратегического и экономического положения. Если в марте состояние казны еще позволяло наметить на ближайшие 5-7 лет расход по 75 млн руб., то после Цусимы, отмены выкупных платежей и революционных потрясений эта сумма не имела "более никакого обязательного для финансового ведомства значения", так что, по мнению Государственного совета, "приближаться" к ней "даже в первоначальных своих предположениях по смете" было со стороны Морского министерства "совершенно неправильно". Надлежало "с глубокой вдумчивостью" отнестись к определению новых задач и принять к руководству царский рескрипт, которым "поставлены гораздо более скромные", чем до Цусимы, цели, а потому - "коренным образом пересмотреть" судостроительную программу, сложившуюся "при совершенно иных условиях и заданиях". Ничего этого еще не сделано, а в результате Государственному совету остается лишь пойти по пути "огульного сокращения сметы". Применить "этот прием, столь необычный" в бюджетной практике. Государственный совет поручил бывшему управляющему Морским министерством адмиралу Н. М. Чихачеву.