1. Русские финансы и европейская биржа в 1904-1906 гг. М.-Л. 1926, с. 133, 135,136, 141, 150. В частном письме старому дипломату П. А. Сабурову от 2 апреля 1903 г. Коковцов изложил свое отношение к сложившемуся курсу так: "Я с тревогою смотрю на наше экономическое и финансовое положение... Будущее полно мрачных предзнаменований, и я не вижу, откуда мог бы блеснуть нам луч успокоения. Я не верю ни в наш союз с Францией, ни в умелость и искусство нашей дипломатии... Хочется крикнуть одно суммарное пожелание: пора, давно пора умерить фантазии, которые ведут нас к гибели! Эти фантазии я вижу везде: в непомерном усилении флота, в нашей активной политике за счет голодного мужицкого брюха, в никому не нужном мореплавании, в подачках и воспособлениях, развративших всех и вся, в роскоши чиновничества, в невольном стремлении брать деньги на все, вместо того чтобы приостановить расходную сатурналию и начать ослаблять податной винт" (Российский государственный архив литературы и искусства, ф. 1208, оп. 1, д. 80, л. 16).
стр. 48
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 601, оп. 1, д. 528, л. 1-18.
3. КОКОВЦОВ В.Н. Из моего прошлого. Кн. 1. М. 1992, с. 72-75; ГАНЕЛИН Р. Ш. Попытки развития экономических связей между Россией и странами Латинской Америки в конце XIX - начале XX в. В кн.: Монополии и иностранный капитал в России. М.-Л. 1962, с. 331-333.
4. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. 2000, оп. I, д. 6605, л. 49-52, 58.
5. Заключения совещания 22 марта 1905 г. были доложены царю 25 апреля 1905 г. (РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 62). Позднее Коковцов излагал проект Дубасова в гротескной форме так: "Занять постройкой все иностранные верфи и немедленно, на 750 млн создать громадный флот и пустить его гулять по свету... Если бы и были деньги, отпустить их на подобные проекты представляется совершенно невозможным" (там же, л. 84).
6. Известно о попытке Дж. Моргана в марте 1905 г. получить заказы на строительство линкоров, организовав синдикат банков для размещения облигационного капитала в США (ROOSA R. A. Banking and Financial Relations between Russia and the United States. In: International Banking 1870-1914. N. Y.- Oxford. 1991, p. 313). Коковцов в докладе царю ссылался на предложения американской Bethlehem Steel C и итальянской фирмы Ансальдо (РГВИА, ф. 2000, оп. 1, д. 6605, л. 51).
7. РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 62; ГАРФ, ф. 601, оп. 1, д. 528, л. 1-18.
8. РГВИА, ф. 2000, оп. 1, д. 6605, л. 119, 143, 137, 50. В действительности материальные потери флота оценивались в 256 млн руб., в том числе стоимость кораблей - 230 млн руб. золотом (ШАЦИЛЛО К. Ф. Русский империализм и развитие флота. М. 1968, с. 44).
9. ВЕРНАДСКИЙ В. И. Публицистические статьи. М. 1995, с. 33-34.
10. РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 9, 84; Красный архив, 1933, т. 1(56), с. 61.
11. Морской сборник, 1905, N 7, с. 3; РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 9, 62.
12. РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 62 об.
13. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 67279, л. 53-60 об.; ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 2, 2 об.
14. Исторический архив, 1955, N 2, с. 141-142, 148.
15. ШАЦИЛЛО К.Ф. Русский империализм, с. 52-53; РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 9 об.- 10.
16. "В начале февраля пришлось выбросить сразу 800 чел., из которых 300 рассеялись, а 500 остаются в Колпине, шатаются по улицам, собираются кучками и мешают нам работать" (РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 79 об. - 80).
17. РГВИА, ф. 830, оп. 1, д. 80, д. 79 об,- 80, 9, 9 об., 87 об., 92, 4, 4 об.. 11 об.; д. 81, л. 9.
18. Там же, д. 80, л. 88 об., 90, 90 об., 92, 92 об., 127-128, 78 об. - 79,10-10 об., 81 об., 85 об.; д. 81, л. 7, 7 об.. 26.
19. STEVENSON D. Armaments and the Coming of War. Europe, 1904-1914. Oxford. 1996, p. 80.
20. РГВИА, ф. 962, оп. 2, д. 24, л. 254.
21. Там же, ф. 830, оп. 1, д. 80, л. 11 об., 16, 21, 23, 23 об.. 26.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.