16, апреля 1906г. продолжительную дискуссию на совещании по судостроительной программе вызвал вопрос об использовании на новых судах турбинных двигателей. Представители Морского технического комитета упорно держались за поршневые двигатели, призывая подождать с турбинными до результатов испытания англичанами своего "Дредноута", а то и вообще до неопределенного времени, когда появятся турбины более совершенных систем. Вызывала сомнения перспектива изготовления турбин в России. Морской министр был уверен, что "построить их в России не сумеют, и надо будет заказывать их за границей, а этого не разрешат... У нас в России три завода, в том числе и Франко-Русский, купили у Парсонса [Parsons Marine Turbine C] право постройки турбин. Но могут ли быть хороши их первые машины?". При окончательном голосовании 2 мая воздержавшимся оказался заведующий Опытовым бассейном проф. А. Н. Крылов, для которого был, по его словам, неясен вопрос: где будут построены турбины, кем спроектированы. "Мы не имеем никакой возможности проектировать, не имея никаких обоснованных данных для этого, - заявил он.- Мы не можем даже составить чертежей... Так спрашивается, как же начать постройку, не имея никаких сведений?" А при заказе чертежей за границей "кто будет гарантировать скорость, если машина будет констр. 38
струирована одним заводом, а корпус совершенно отдельно?" "Главное, каждое дело надо знать,- резюмировал Бирилев,- а мы не знаем. Придется сказать - делали дело, которое не знали. Лучше дорого заплатить, да взять человека, который бы знал дело". И совещание перешло к обсуждению цены чертежей "в случае покупки их за границею".
На итоговом совещании 30 сентября 1906 г., проведенном Морским министерством с участием Коковцова и государственного контролера П. X. Шванебаха, Бирилев снова признал, что с механизмами судов "чуть ли не еще больше затруднений, чем с вопросом финансовым... Нам надо еще учиться, как их строить, нам придется доставать за границей мастеров или по крайней мере чертежи... Для того, чтобы нам построить турбинные двигатели, прежде всего придется заключить контракт с Парсонсом о том, чтобы он открыл мастерские для постройки турбин на Балтийском заводе и кроме того дал бы своих учителей". "Мы долго будем еще принуждены обращаться за образцами за границу,- проводил ту же мысль на заседании СГО 26 октября 1906 г. вице-адмирал Н. Н. Ломен ("состоящий при особе" царя). - Только косное самохвальство может себя уверить в своей непогрешимости, независимости от техники и изобретательности европейцев и американцев. Япония подала нам пример тем, что брала немедленно все, что было лучшего на рынках и из опытов иностранцев, и тем отчасти победила нас". "Самостоятельная разработка чертежей подобного судна нашими техниками потребовала бы многих месяцев, причем, судя по бывшим примерам, мы все-таки не были бы гарантированы от неудачи",- говорилось в докладе Бирилева Совету министров от 17 октября; "излишнее доверие к собственным силам и старание опередить иностранную технику в выборе типа при помощи одних своих средств могут привести к роковым ошибкам", следует "остерегаться потери времени и систематического отрицания опыта, достигнутого в иностранном судостроении. Наше теперешнее положение довольно сходно с тем, в котором мы оказались после Крымской войны, и было бы крайне желательно не повторять ошибок, допущенных тогда". Поэтому надо "войти в соглашение с английской фирмой ?Виккерс, Максим и К" для получения от нее уже готовых данных для проектирования броненосцев с турбинными двигателями и безотлагательно начать постройку этих судов".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.