Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 14

Развитие событий в августе 1914 г. оправдало расчет Палицына относительно роли флота в поддержке наступления на Берлин; печальный для русской армии исход импровизированной операции в Восточной Пруссии известен; иногда упускается лишь из виду, что как раз и был испытан на практике тот вариант, который заранее считался проигрышным:

флот никакого участия в Восточно-Прусской операции не принимал и не мог принимать; ему по необходимости было поставлено исключительной задачей - которую он и выполнил - удерживать "центральную позицию" в Финском заливе (Порккала-Удд - Ревель). Мысль о десантной операции в Померании привлекала внимание, но средств для ее исполнения не имелось.

Возобновление военного судостроения требовало переоборудования, приспособления казенных заводов к постройке дредноутов. Добившись, в обход Думы, крупного кредита на судостроение уже в июне 1908 г., Морское министерство лишь со второй половины 1909 г. смогло заложить линейные корабли, а прежде пришлось заняться переустройством казенных заводов. В частности, потребовалось преобразовать судостроительные верфи Петербургского порта в самостоятельный новый завод, получивший название Адмиралтейского; удлинить его стапеля настолько, чтобы можно было заложить новейшие дредноуты; соорудить судостроительную мастерскую и электростанцию. Пришлось, кроме того, реконструировать сталелитейную и механическую мастерские Балтийского завода, пополнить его оборудование 200-тонным плавучим краном. В 1908 г. началось расширение основного, броневого отдела Ижорского завода и производства броневых плит на Обуховском заводе. Тот же завод осваивал производство 12-дюймовых орудий длиной ствола в 52 калибра.

По оценке МГШ (записка "Программа развития и реформ морских вооруженных сил России" от 8 марта 1908 г.), состояние судостроительных и судоремонтных баз флота внушало опасения. В портах Балтийского моря оборудования "недостаточно даже для обслуживания имеемого небольшого судового состава". В Кронштадте "в полном неблагоустройстве" доки для больших судов. "При рассмотрении и оценке портовых мастерских,- свидетельствовал К. А. Плансон, служивший в 1904- 1905 гг. штаб-офицером оперативного отделения штаба Кронштадтского порта,- оказалось, что денег на их оборудование было затрачено много, но толку вышло мало. Все- устарелых образцов; мастеровых мало, они невежественны, дурно оплачиваются. Постановка заводского дела- заскорузлая"; артиллерийские мастерские "в очень печальном состоянии". Кронштадтский пароходный завод "построен более 50 лет тому назад", в 1857 г., гласила записка МГШ, и за истекшие десятилетия "совершенно не следовал за развитием техники"; там "тихоходные станки, первобытная трансмиссия и краны только ручного действия. Мастерские не вмещают половины требуемых работ. Помещения не вентилируются, некоторые опасны для здоровья в смысле случаев отравления вредными газами, некоторые же опасны в пожарном отношении... Водоснабжение завода в невозможном состоянии". К 1910г., как считал МГШ, кронштадтские заводы, мастерские, лаборатории и прочие технические средства этой "главной операционной (снабжающей и ремонтной) базы Балтийского флота" должны были быть приведены в порядок, к 1912 г.- углублены рейды и гавани, построен сухой аварийный док для линкоров с ремонтными мастерскими. Либавский порт располагал мастерскими, в которых "большинство имеемых станков неисправно и нет самых необходимых инструментов,.. нет плавучих средств, грузоподъемные средства порта слабы". Свеаборгский порт "содержится в образцовом порядке", но может принять только 10 миноносцев. Прочие балтийские порты признавались не имеющими значения в военное время.

стр. 45