Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 2

Тем временем, узнав, что Министерство финансов рассчитывает получить внешний заем в 500-700 млн руб., председатель Морского технического комитета генерал-адъютант Ф. В. Дубасов подал царю проект судостроительной программы, намечавшей экстренное сооружение (на английских заводах) в течение ближайших двух лет новой тихоокеанской эскадры стоимостью около 700 млн рублей (2). Одновременно "безобразовская" придворная группировка, втянувшая царизм в военную авантюру, выбивала 58 млн руб. на приобретение семи чилийских и аргентинских крейсеров, предназначавшихся для усиления эскадры 3. П. Рожественского.

Николай II дважды, 7 января и 3 марта 1905 г., отдавал распоряжения стр. 33

выкупить эти суда, но дело затянулось до Цусимы, после чего интерес к нему пропал (3). 25 января 1905 г. Коковцов доложил царю свои возражения против дубасовского проекта. Его мнение и контрвозражения Дубасова (4) по распоряжению Николая II обсуждались 22 марта 1905 г. на специально созванном совещании руководителей военных и экономических ведомств под председательством шефа морского ведомства генерал- адмирала великого князя Алексея Александровича.

Совещание проходило в обстановке, когда перспективы войны несколько прояснились- после сдачи Порт-Артура, гибели 1-й Тихоокеанской эскадры и поражения под Мукденом. Из сказанного великим князем на совещании видно, что и эскадра Рожественского, еще находившаяся на пути к Дальнему Востоку, уже считалась обреченной на гибель. Общую оценку состояния морских сил председатель совещания резюмировал так: "К тому моменту, когда государю императору угодно будет заключить мир, возможно, что мы нигде ничего не будем иметь; следовательно, необходимо обратить внимание на постройку будущего флота теперь же". Центральным вопросом, обсуждавшимся на совещании, и оказался обращенный к министру финансов вопрос о том, "на что мы могли бы рассчитывать для воссоздания флота".

По словам Коковцова, изменившаяся военная обстановка и особенно внутренний политический кризис повлияли на кредитоспособность правительства, и "то, чему я верил в декабре и январе... совершенно невозможно, и внешний кредит нам теперь закрыт... Денег нет и их достать нельзя". В таких условиях, когда "страна бедна, обнищала, в ней смуты", говорил он, нельзя произвольно "задаваться целью создавать флот того или другого объема", а нужно сообразоваться с имеющимися денежными и собственными техническими средствами, на заказ же судов за границей в течение войны казна "решительно никаких средств не имеет" (5). Отбивать натиск Дубасова Коковцову помогал государственный контролер П. Л. Лобко, категорически возражавший против постройки судов за границей. "Нам нужен флот в том размере, в каком Россия может его построить постепенно, только на своих верфях, - сказал он. - Очевидно, флот [наш] будет меньше японского, но главная наша задача- восстановление потерянного флота, строя его на наших верфях и не определяя сейчас его размера, насколько это будет нам по средствам". Коковцов подтвердил, что у казны хватит средств, чтобы полностью загрузить работой судостроительные верфи на Балтийском море; явится и более широкая возможность - если только привлечь иностранных предпринимателей к развитию судостроения внутри России. Существующие верфи на Балтике "недостаточны": если Балтийский завод "строит хорошо и быстро", то два других- или "медленно и плохо" (Новое адмиралтейство) или вовсе "никуда не годятся" (Невский завод, временно состоявший в ведении Министерства финансов). Коковцов высказался за "усиление русского судостроения привлечением иностранных предпринимателей к оборудованию у нас новых предприятий. Такие предложения были уже сделаны некоторыми фирмами" (6). Этот путь имеет "невыгодные стороны", но все же при этом "часть стоимости судов остается внутри страны;