Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 5

Однако и для "огульного" сокращения существовали известные пределы. Прежде всего учитывалось, что в тот момент на военно-судостроительных предприятиях, главным образом в столице, было занято 25-30 тыс. рабочих, и увольнение значительного их числа не отвечало бы "целям умиротворения", тем более что "дело идет о заводах казенных или питаемых, по преимуществу, правительственными заказами, а следовательно, причиненная урезкою кредитов безработица была бы приписана непосредственно именно правительству". Требовалось сохранить также и частные заводы, приспособившиеся к военному судостроению и заручившиеся уже обещаниями морских заказов. "Потрясение" подобных заводов противоречило бы "финансовым видам, в которые, несомненно, входит поддержание таких специальных промышленных заведений, как судостроительные и механические заводы". Пределы, до которых считалось допустимым урезать средства на содержание казенных и поддержание частных заводов, устанавливались в конечном счете стратегическими соображениями. Бирилев формулировал их так. Деятельность заводов - составная часть военного дела, это "морские ресурсы государства", то есть "все отделы промышленности и техники, работающие на флот", главные из которых - судостроительные, бронепрокатные и артиллерийские заводы, "живущие исключительно заказами для военного флота". "Именно в них, - писал Бирилев в докладе СГО

стр. 36

от 24 октября 1906 г., - заключается единственное средство для поддержки, возобновления и усиления морской силы во время войны... Без этой возможности выигрыш морской кампании может быть только случайным" (13).

8 декабря Государственный совет утвердил произведенное Чихачевым, финансовым и контрольным ведомствами сокращение морской сметы 1906 г. со 145 до 104 млн руб.; 32 из вычеркнутых 41 млн руб. приходилось на новое судостроение. Соответственно уменьшались и расходы на артиллерийское и минное вооружение судов. Но 29 декабря 1905г., обсудив состояние государственной казны, Комитет финансов и Департамент государственной экономии пришли к совместному заключению, что "окончание военных действий предоставляет полную возможность допустить сдержанность" в военных расходах и "подвергнуть соответственному пересмотру" военные и морские сметы. Для этого при обоих министерствах создавались особые комиссии с участием представителей финансового и контрольного ведомств (14).

Заводы морского ведомства (как, впрочем, и рассчитывавшие на военные заказы частные предприятия) после кризиса и войны чувствовали себя как рыбы, выброшенные на берег. Первое время достраивались ранее заложенные суда, но эта работа скоро подошла к концу. Если бы не поступили новые заказы, то в ближайшее время заводы морского ведомства должны были бы закрыться. "Речь идет о пропитании стотысячного населения (рабочие с семьями.- В. П.),- указывал Бирилев,- ...необходимо удержать на заводах опытных мастеров до времени, когда начнется более деятельное судостроение" (15).

По данным министерства, в середине 1906 г. на его заводах было занято 42 тыс. рабочих, но к 1907 г. "их останется только 30 тыс., а затем будет и еще меньше". Начальник Ижорского завода сообщил, что "постепенным сокращением мы довели число рабочих с 4200 до 2800, без сильных потрясений в деятельности завода (16)... Но и 2800 чел. я не в силах был удержать до конца года; пришлось сначала в металлургических работать на две очереди понедельно; но и этого сокращения оказалось недостаточно, и во всех мастерских пришлось сократить два рабочих дня в неделю. Следовало бы уволить просто часть рабочих, но я уступил их слезной просьбе"; они уже голодают, их раздражение растет. "При условии нового заказа мог бы занять полной работой от 2800 до 3000 человек". Балтийский завод, доложил его начальник, при тех же условиях даст работу 5000 человек. На Обуховском заводе до закрытия его 8 декабря 1905 г. было 5300 рабочих. "С открытием завода после забастовки, - докладывал начальник завода, - принято сначала лишь 3500 чел., а затем число их увеличилось до 4600. Таким образом, непринятых оказалось 700-800 чел., из которых 500 разъехались, а 300 остаются около завода. В будущем году придется постепенно еще уменьшать число рабочих - с февраля в металлургических, а с марта - ив механических, оставив всего лишь около 3500 человек. Но тем не менее в июле или августе при условии отсутствия новых заказов завод придется совсем закрыть".