Власть и флот в России в 1905-1909 годах, страница 16

По данным германского консульства в Петербурге, в 1907 г. шли переговоры между Обществом Путиловского завода и неким английским консорциумом, намеревавшимся вложить 1 млн ф. ст. в это предприятие, ввиду предстоявших заказов по судостроительной программе. Переговоры ни к чему не привели, так как из-за сократившихся судостроительных стр. 46

планов правительства оно обеспечило на близкое будущее заказами только казенные верфи (37).

В феврале 1908 г. британское Адмиралтейство пыталось убедить министра иностранных дел Э. Грея в том, что России следует помочь в воссоздании ее военно-морских сил - противовеса Германии на Балтике. Но Грей считал, что Англия, выступающая на стороне Франции, сама обеспечит господство союзников на море, тогда как Россия должна бросить на чашу весов свои сухопутные силы. В апреле 1908 г. Лондон и Париж проявили недовольство, узнав, что Россия вместо того, чтобы укреплять свою западную границу, намерена воссоздавать Балтийский и Черноморский флоты и возобновить железнодорожное строительство на Дальнем Востоке. Беседуя с Извольским в мае 1908г. (во время встречи английского короля с царем) помощник министра иностранных дел Англии Ч. Гардинг не сумел втолковать Извольскому целесообразность намечаемого англичанами распределения обязанностей; поняв собеседника слишком буквально, Изволь-кий вынес из беседы ложное впечатление, что английское правительство заинтересовано в том, чтобы Россия была как можно сильнее и на море и на суше(38). Со Столыпиным пришлось объясниться доходчивее. Как свидетельствовал адмирал Дж. Фишер, сидевший рядом со Столыпиным на официальном обеде, премьер его спросил: "Что, по-вашему, нам нужнее всего?". "Он воображал, что я отвечу: столько-то линкоров, столько-то крейсеров и т. д., но вместе этого я сказал: ?У вас оголена западная граница и опустошены запасы. Устраните все это, тогда и говорите о флотах!..". Столыпин посмотрел на меня тяжелым взглядом и не произнес больше ни слова" (39).

В 1914г. отсутствие на Балтике дееспособного российского флота ощущалось все более остро. В мае МГШ вынашивал план десанта в Поме- рании - в случае, если германский флот будет связан англичанами в Северном море и если они же предоставят транспортные средства, которых в России не было. МГШ при этом предполагал, что свои торговые суда англичане переведут в русские балтийские порты еще "до открытия военных действий". Этот замысел, одобренный 21 мая Николаем II, по мнению посла в Лондоне А. К. Бенкендорфа, серьезно затрудняла невозможность "добиться отправки в мирное время английских транспортных судов в Балтийское море в распоряжение наших войск". Обсудить такую форму взаимодействия с англичанами не пришлось, так как тогда же выяснилось, что "английское правительство с этим вопросом не торопится, и спешность исходит со стороны Франции". Английское морское командование давно уже пришло к заключению, что ввязываться в такое предприятие нельзя:

войти в Балтийское море королевский флот, безусловно, сумеет, но выход легко может быть перекрыт немцами, и флот окажется в "мышеловке". О переговорах на эту тему в Лондоне немцам во всех подробностях становилось известно от их агента- второго секретаря российского посольства Б. фон Зиберта. Немцы были уверены, что десант в Померании входит в программу предполагаемой англо-русской морской конвенции. Их беспокоило то, что со вступлением в строй четырех русских линкоров в 1914г., а затем еще четырех дредноутов к 1917г. десантная операция в Померании станет вполне возможной, и эта опасность принималась в расчет при решении летом 1914 г. развязать войну (40).