Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 8

Приватизация и паевание земли – это первые шаги в реформировании земельных отношений. Следующим должно стать создание условий для определения рыночной цены земли, что, в свою очередь, предполагает создание соответствующего рынка. При этом важны законодательное обеспечение этого процесса и его подконтрольность государству с целью сохранения высокотоварного сельскохозяйственного производства и невозможности неконтролируемой трансформации земель сельскохозяйственного назначения в другие категории. Не так уж и важно, кому конкретно на правах собственности будет принадлежать земля – фермеру, государству, коллективному или акционерному сельскохозяйственному предприятию. Главное, чтобы она играла свою роль основного производственного ресурса в сельском хозяйстве и в экономическом механизме в целом. В то же время государству на правах собственности может принадлежать около половины всех земель.

  Формирование реальной рыночной стоимости земли и ее учет в ценах на сельскохозяйственную продукцию повысят их, дадут возможность нормально заработать закону стоимости, денежному обращению, финансово-кредитной системе и инфраструктуре, обслуживающей АПК (банкам, фондовым и товарным биржам, снабженческим организациям и т.п.). Только в этих условиях сельскохозяйственные предприятия смогут получить долгосрочные ипотечные кредиты под залог земли. Сегодня государство не обеспечивает создания трех основных условий для успешного сельскохозяйственного производства – частного землепользования, ипотечного кредитования под залог земельных участков и недвижимости, свободного земельного рынка.

 8. Приватизация имущества сельскохозяйственных предприятий должна рассматриваться как первый шаг в многоступенчатом процессе структурной перестройки отрасли и реструктуризации самих аграрных предприятий. На этой основе коллективные сельскохозяйственные предприятия будут трансформироваться в соответствующие хозяйственные товарищества (сельскохозяйственные АО, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью, коммандитные товарищества, кооперативы). Трудовые коллективы должны сами выбирать форму реорганизации своих предприятий.

Реструктуризация аграрных предприятий должна осуществляться, в том числе и с целью оптимизации их размеров, то есть приведения в них количества земли, капитала и трудовых ресурсов в определенное соответствие с принятой ими же системой хозяйствования. При этом будет обеспечиваться выведение части пашни из обработки с целью консервации и сохранении.

9. Необходимо поддерживать развитие фермерства и других форм частного хозяйствования на селе. Ввиду этого, не целесообразно ограничение размера крестьянских хозяйств 50 га пашни. Такое ограничение приводит к общему повышению себестоимости продукции, вызванного увеличением количества сельскохозяйственных предприятий, а также, соответственно, повышением спроса на ресурсы и снижением общей эффективности аграрного производства.

Развитие частного хозяйствования будет способствовать формированию рыночных начал в АПК. Прежде всего, это касается создания высококонкурентного рынка сельскохозяйственной продукции, рынков труда и земли, а также возможностей в отношении эффективного банковского обслуживания субъектов хозяйствования.

Таким образом, аграрная политика государства – это комплекс мер по решению конкретных экономических проблем, который предусматривает использование определенных принципов регулирования производства, использования ресурсов, маркетинга продовольственных и промышленных товаров, организации общественных отношений на селе. Успешная аграрная политика заключается в определении тех проблем, которые требуют первоочередного решения, а также в применении адекватных принципов и подходов к их решению.

П. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА МАКРО И МИКРОЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ В СФЕРЕ АПК.