Непосредственно к маркетинговому направлению функционального аппарата Министерства сельского хозяйства США следует отнести 2 названные выше функции (информацию о маркетинге, маркетинг). В определенной мере в этом направлении действует инспекционно-контрольная функция, и в частности – такие ее ответвления, как качество, санитарный контроль, упаковка, стандартизация.
Очевидно, в процессе перманентной реструктуризации СГР АПК Украины, начатой еще в далекий так называемый «застойный период», желательно учесть опыт работы (и в частности – в отношении приоритетов функциональной направленности). Министерства сельского хозяйства США и центральных органов государственного регулирования аграрного сектора экономики других стран с развитым рыночным хозяйством.
Д). КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ.
Возвращаясь к определенной в предыдущем подразделе проблеме чрезвычайной сложности и многомерности функционального спектра государственного регулирования темпов и пропорций развития АПК, можно было бы выделить в этом спектре три группы регуляторов.
Первая группа – правовые и административно-распорядительные регуляторы:
1) проекты законов и других нормативно-правовых актов по вопросам регламентирования темпов и пропорций развития АПК;
2) собственные решения министерства организационно-распорядительного и организационно-рекомендательного характера;
3) государственное поощрение или административные санкции в отношении субъектов хозяйствования и других юридических и физических лиц;
4) административное распорядительство в отношении государственных предприятий и организаций, подведомственных министерству.
Вторая группа – экономические регуляторы:
1) государственный контракт, государственные и региональные заказы;
2) государственное влияние на рыночное ценообразование;
3) налоговая политика;
4) кредитно-финансовая политика;
5) бюджетное регулирование (государственное и региональное);
6) государственные и региональные инвестиции в развитие АПК;
7) защита отечественного товаропроизводителя через ставки таможенного сбора на импорт.
Третья группа – индикативно-плановые регуляторы:
1) прогнозы и перспективные планы экономического и социального развития, а также экологической защиты АПК, его отраслевых и региональных подсистем;
2) комплексные целевые программы преодоления проблемных ситуаций в развитии АПК, его отраслевых и региональных подсистем;
3) маркетинговое прогнозирование внутренних и внешних рынков агропромышленной продукции.
Конечно, проведенное деление очень условно, но в нем в определенной степени отражены не только формальные и логически-смысловые признаки этих регуляторов, но и механизм выполнения (по крайней мере, его направленность) с их помощью управленческих действий (функциональных обязанностей).
Е). ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АПК.
У командно-административной системы проблем с правовым обеспечением государственного регулирования не возникало. Практически товаропроизводители – то ли государственные, то ли колхозно-кооперативные предприятия – были безотказными исполнителями всех (и разумных, и абсурдных) распоряжений исполнительной власти, и в том числе – отраслевых министерств и других ведомств. Если перед субъектами государственного руководства и вставали определенные проблемы в отношении регулирования темпов и пропорций развития агропромышленного производства, то касались он разве что щекотливых вопросов распределения властных перспектив по вертикали (между уровнями – от союзного до районного) и по горизонталям каждого уровня (между партийными, советскими, отраслевыми и хозяйственными органами).
Но и это «социалистическое противоречие неантагонистического характера» решалось «до гениального просто». Московский центр почти однозначно забирал себе права принимать решения, оставляя промежуточным звеньям (от республиканских министерств до районных управлений) рутинную работу по их детализации и некоторой адаптации к условиям конкретного региона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.