Поскольку, во-первых, региональный АПК представляет собой определенную организационно-экономическую целостность как объект, во-вторых, субъекты регионального уровня являются системными, а не механическими элементами СГР, и, в-третьих, объединяющей основой для региональных АПК выступает эффект комплексного развития, то в контексте функции планово-экономического регулирования ответственность областных и районных органов устанавливается за достижение этого эффекта. Речь идет, в частности, об оптимальности внутрикомплексных и внешних связей хозяйствующих субъектов для наиболее эффективного (с позиций, как региона, так и государства) функционирования агропромышленного производства области (района). При этом имеются в виду:
1) оптимальное размещение и рациональная специализация сельскохозяйственного производства;
2) межотраслевая сбалансированность развития АПК;
3) гарантированное продовольственное самообеспечение (в региональном аспекте национальной безопасности);
4) приумножение экспертного потенциала агропромышленного производства области (района);
5) рациональные направление и уровень интеграционных процессов как между товаропроизводителями в АПК, так и с товаропроизводителями других народнохозяйственных комплексов области, с целью достижения максимально возможного эффекта комплексного развития, а также для реализации государственного антимонопольного законодательства;
6) нормативно-правовое и административно-организационное обеспечение благоприятных условий для высокой рентабельности предприятий АПК;
7) реализация на региональном уровне государственной политики создания разных условий в отношении развития агропромышленного производства для товаропроизводителей различных типов хозяйствования и всех форм собственности.
Г). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ОТНОШЕНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ РАЗВИТИЯ АПК.
Регулирование темпов и пропорций развития является сердцевиной, очагом регулирующей деятельности государственного руководства агропромышленным сектором экономики. Поэтому данная функциональная группа, как никакая другая, охватывает чрезвычайно большой и многообразный спектр управленческих действий. Их обобщающая и регулирующая функция – привести развитие национального АПК – с учетом (по возможности – максимальным) всей сложности его внутренних и внешних взаимосвязей и факторов – в желаемой системе и удерживать его в пределах этой системы.
Нужно отметить, что регулирование основных параметров развития национального агропромышленного производства и всех, связанных с ним продовольственных проблем является имманентной функцией государства даже на самой высокой ступени рыночных отношений. Так, среди 13 укрупненных функций, которые можно выделить в составе функционального аппарата Министерства сельского хозяйства США, 4 можно прямо и в основном (если не полностью) отнести к этому направлению:
- экономический анализ и задача экономической информации;
- выполнение продовольственных программ;
- поддержание прибылей фермеров;
- сельскохозяйственная стабилизация и консервация ресурсов.
Причем три последние функции относятся к прерогативам заместителя министра по внешним связям и продовольственным программам, что указывает на формирование национальной аграрной политики в этом направлении с учетом совокупности внутренних и внешних факторов.
Если три укрупненные функции (информация о маркетинге (производстве и реализации сельскохозяйственной продукции), маркетинг (государственное содействие); ведение лесного хозяйства и консервация почв) тоже в значительной мере действуют в функциональном направлении регулирования параметров производства.
Попутно отметим, что в функциональном направлении управления НТП можно выделить 2 укрупненные функции (организацию научных исследований; внедрение достижений НТП в производство), что свидетельствует об активной позиции в обеспечении высокого научно-технического лидерства на мировых рынках агропромышленной продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.