2. В основе аграрной политики государства должны лежать концепция паритета доходов сельскохозяйственных производителей с доходами работников других отраслей экономики, а также концепция паритета отдачи ресурсов. Это означает отход от концепции паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Концепция паритета доходов намного шире концепции паритета цен. Она заключается в выравнивании доходов тружеников сельского хозяйства с доходами работников других отраслей экономики и предусматривает комплекс направленных на это мер, среди которых поддержание цен на промышленные ресурсы для сельского хозяйства, субсидирование отдельных видов сельскохозяйственной продукции (и в частности – животноводческой), создание благоприятного налогового климата для аграрных предприятий, улучшение социальных условий жизни на селе. Воплощение в жизнь концепции паритета доходов позволит не только поднять доходы сельскохозяйственных производителей (которые сегодня вдвое ниже, чем в среднем по народному хозяйству), но и в целом сбалансировать развитие аграрной сферы экономики.
3. Важно сместить акценты правительственной интервенции в аграрную сферу экономики, сосредоточив государственную поддержку на производстве ресурсов для сельского хозяйства. Прежде всего, это касается субсидирования сельскохозяйственного машиностроения, производства минеральных удобрений и химических средств защиты растений и животных. Правительственная интервенция в сельское хозяйство осуществляется двумя основными путями – через рынки сельскохозяйственной продукции или через рынки ресурсов для отрасли. Иначе говоря, в условиях дефицита государственного бюджета существуют две основные альтернативы – или поддерживать цены на продукцию сельского хозяйства, или субсидировать производство ресурсов для него. Анализ данного вопроса в отдельных странах Запада, а также отечественный опыт решения этой проблемы (1970-1980 гг.) доказывают, что, с позиции экономики в целом, субсидирование ресурсов для сельского хозяйства целесообразнее, чем поддержание цен на его продукцию. Такое субсидирование дает возможность оживить отечественную промышленность, снизить производственные издержки сельскохозяйственных предприятий, что означает повышение эффективности хозяйствования в целом и эффективности использования производственных ресурсов в частности в условиях наращивания объемов производства.
Фактором, обеспечивающим рост экономики, является наращивание объемов инвестиций в производство. Поток этих инвестиций должен направляться в производственные фонды, на внедрение в производство новых техники и технологий. Особенность данного процесса заключается в том, что в силу объективных причин увеличение инвестиций в фонды осуществляется в промышленности в сфере услуг, а новые техника и технологии – как результат фондового переоснащения промышленности и науки – поступают в сельское хозяйство. Эти процессы сопровождаются повышением цен на продукцию промышленности и услуги, а также снижением цен на продукцию сельского хозяйства. Поэтому без смещения существующих акцентов правительственной интервенции в экономику невозможно обеспечить ее рост и повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
4. Необходимо обеспечивать наращивание объемов производства перспективных видов экспортной сельскохозяйственной продукции. Это касается, прежде всего, высокотрудоемкой продукции (что объясняется ее низкой себестоимостью по сравнению с мировым уровнем себестоимости единицы соответствующей продукции), к которой следует отнести сахар, лен, овощи, молочные продукты, скот, мясо. Именно структура себестоимости этой продукции (в том числе – как сырья для производства соответствующих пищевых продуктов, где высок удельный вес затрат труда и сравнительно низок уровень его оплаты) делает ее высококонкурентной на мировых рынках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.