При этом необходимо осуществлять политику защиты внутреннего рынка от импортной сельскохозяйственной продукции, вводя тарифы на ее соответствующие отечественные разновидности. Тариф целесообразнее по сравнению с квотой, ведь он повышает цену на внутреннем рынке по сравнению с мировой только на размер собственно тарифа и никогда не превышает этого уровня. Между тем при квоте любое увеличение внутреннего спроса повлечет за собой неограниченный рост внутренней цены, ведь удовлетворение этого спроса не возможно за счет импорта.
5. Нуждается в совершенствовании финансово-кредитный механизм, обслуживающий аграрное производство. Специфика сельского хозяйства, обусловленная сезонностью производства в этой отрасли, делает невозможным осуществление производственного процесса без привлечения кредитных средств. Специфика отрасли обусловливает и некоторые особенности такого кредитования, проявляющиеся в необходимости создания соответствующего финансово-кредитного сервисного обслуживания аграрного производства. Это предполагает создание и государственную поддержку соответствующей банковской системы в виде ипотечных, земельных и кооперативных банков. Как показывает мировой опыт, на ипотечное кредитование приходится почти 70% сельскохозяйственных кредитов, используемых на покрытие производственных издержек и капиталовложения.
Совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных предприятий должно, опять-таки, учитывать специфику аграрного сектора экономики, а именно – тот факт, что здесь основным средством производства и предметом труда выступает земля. Это не означает, что вся система налогообложения в отрасли должна базироваться только на земельном налоге. Такой подход очень упрощен и не объективен с точки зрения основных принципов построения налоговой системы. Однако учет специфики земли как главного производственного ресурса сельского хозяйства обязательно должен лежать в основе налоговой политики в отношении аграрного производства. Базовым подходом здесь могут быть расчет рентной платы и ее учет при ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию, формировании прибыли и определении соответствующей ставки налога.
5. Развитие перерабатывающих отраслей промышленности является одним из магистральных направлений повышения эффективности аграрного производства и самой перспективной сферой привлечения иностранных инвестиций. Известно, что переработка сельскохозяйственного сырья обеспечивает втрое большую прибыльность, чем ее производство. Поэтому, в связи с привлекательностью этой сферы вложения инвестиций, с недоразвитостью перерабатывающей промышленности в Украине, а также с перспективным внутренним рынком для качественных продуктов питания отечественного производства, перерабатывающая сфера АПК должна стать приоритетным направлением его развития. Это должно проявляться в ориентации на создание высокотехнологичных кооперативных перерабатывающих предприятий. Деятельность мелких перерабатывающих производств на базе сельскохозяйственных предприятий не перспективна – ни с позиций их обеспечения сырьем, ни с точки зрения технологии производства и качества конечной продукции.
7. Реформирование земельных отношений является базовым фактором всех трансформационных процессов в АПК. Земля должна стать полноценной составляющей экономического механизма, иметь рыночную стоимость и по этой стоимости, через земельную ренту, учитываться в ценах на сельскохозяйственную продукцию. Не существует иного, кроме земельной ренты, источника для восстановления и повышения плодородия земли. Поэтому формирование реального земельного собственника, рыночных механизмов определения цены на землю и ее отражения в ценах на продукцию сельского хозяйства является определяющим фактором выхода АПК из экономического кризиса и его дальнейшего развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.