Первое. Следует ожидать дальнейшего распада производственной базы подавляющего большинства хозяйств общественного сектора сельскохозяйственного производства на основе износа его ОПФ, низкой нормы накопления, расхищения общественного имущества и т.д. Причем просчеты в хозяйствовании коллективных предприятий, при их доминировании на рынке, и в дальнейшем будут покрываться из государственного бюджета. Это, в свою очередь, будет обусловливать продление периода распада коллективного сектора и, соответственно, неэффективное использование общественных ресурсов.
Второе. Распад общественного сектора сельского хозяйства не будет компенсироваться развитием частного. На фоне спада деловой активности во всех сферах экономики и снижения товарности сельскохозяйственного производства следует и в дальнейшем ожидать возрастания значения владения земельным участкам для нужд самообеспечения сельскохозяйственной продукцией. Тогда паевание земли будет способствовать дроблению землевладения: «посеянная» идея распределения «сверху» найдет питательную почву «снизу». Рост эффективности сельского хозяйства, сориентированный на потребление, а не на максимизацию прибыли, маловероятен. Это одновременно будет вести к сужению спроса на промышленные товары, а оно, в свою очередь, - к общей дестабилизации экономики.
Третье. Нужно ожидать нарастания распределительных конфликтов, что не будет способствовать становлению эффективного института частной собственности. Ведь, с одной стороны, в основе становления нынешней собственности или богатства часто лежит откровенно корыстное использование общественных средств производства, которое не имеет нравственной основы даже при сегодняшнем, искаженном, состоянии общественной психологии.
Ш. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК УКРАИНЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенный анализ состояния и тенденций, а также прогноз в отношении развития ситуации в сельском хозяйстве и АПТК свидетельствуют, что радикальные экономическая и социально-политическая реформы объективно необходимы. Следует признать, что на будущее все современные формы предпринимательской деятельности (хозяйствования) в сельском хозяйстве практически не пригодны: многоотраслевые коллективные хозяйства с крупным землепользованием не могут обеспечить необходимый уровень инвестирования в земельные участки и являются убыточными, крестьянские хозяйства являются слишком мелкими и потому нетоварными, а новые фермерские хозяйства не отвечают своему названию и занимаются лишь земледелием.
Целью комплексной программы реформирования сельского хозяйства в условиях Украины может стать стимулирование специализированных и интегрированных в АПК хозяйственных формирований: хозяйств товарного земледелия ( зерно, сахарная свекла, масличные культуры ), фермерских хозяйств картофелеводства и овощеводства, садоводства и виноградарства, семейных молочнотоварных фермерских хозяйств, свинооткормочных товарных и государственных селекционно- репродуктивных хозяйств, птицефабрик и т. п. Уровень их развития должен отвечать мировым стандартам.
Средствами достижения цели выступают свободное предпринимательство в сельской среде, ограниченное агроэкономическими факторами; свободный рынок земли в пределах выделенных для продажи земель ( в малозаселенных и деградированных сельских поселениях –без ограничений, а в пригородной зоне и на густозаселенных территориях – на конкурсных началах и в ограниченном количестве ); крестьянский или земельный банк для формирования первичного накопления капитала и кредитования сезонного производства; товарно – сырьевая, фондовая и аграрная биржи для регулирования ценового механизма; фонды (ассоциации ) финансирования развития сельской среды; государственные ( а впоследствии – общественные ) структуры для принятия решений по вопросам интеграции производства.
Важнейшими концептуальными подходами к разработке и практической реализации такой аграрной политики следует считать:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.