Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 10

Очевидно, пренебрежение плановостью как инициальным элементом функции регулирования темпов и пропорций развития отраслей АПК, связывающим это развитие с динамикой объективных потребностей общества, было среди причин, способствовавших разрушению рынка украинского сахара, упадку лёно продуктового подкомплекса АПК и пр.

Следовательно, планово-экономическое регулирование должно занять надлежащее ему место среди приоритетов функционального аппарата СГР комплексно, то есть, включая и первый элемент – плановый механизм ориентации, индикативных предположений, и второй – механизм экономических рычагов.

Оба этих элементов функции регулирования заслуживают более внимательного рассмотрения. Но в данном случае мы ограничимся общим замечанием: в системе взаимосвязей экономического механизма планово-экономическое регулирование (в единстве обоих своих элементов) является целевой функцией, которая соединяет, согласовывает и направляет результирующее действие всех составляющих экономического механизма.

Б). ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СГР (СИСТЕМЫ ГОСРУКОВОДСТВА )ЗА ТЕМПЫ И ПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ АПК: УЗЛОВЫЕ МОМЕНТЫ.

В самом общем смысле система государственного руководства призвана постоянно обеспечивать оптимальные соотношения между отраслями, а также продуктовыми и региональными подкомплексами в структуре АПК страны. Все это составляет первый, структурный, срез ответственности центрального уровня СГР в отношении функции регулирования темпов и пропорций развития агропромышленной сферы экономики. Второй, динамичный, срез предполагает ответственность за постоянное возобновление рациональных соотношений между объективно существующими потребностями общества и государства в результатах агропромышленного производства и реальными возможностями национального АПК в отношении их удовлетворения. Иначе говоря, в первом случае речь идет о структурной политике соответствующего органа (министерства), облеченного ответственностью государства перед обществом, а во втором – о так называемом «управлении на отклонения» с целью избежать резких несоответствий между потребностями и их обеспечением.

Четкое определение круга ответственности как всей СГР, так и каждого ее уровня, является гарантом экономической и продовольственной безопасности государства. Узловыми моментами ответственности центрального (общегосударственного) уровня управления в пределах функции планово-экономического регулирования выступают:

1)  определение и научное обоснование приоритетов в структурной политике развития АПК на основе динамики общественной потребности в продукции агропромышленного производства, которая проявляется через конъюнктуру соответствующих внутренних и мировых рынков;

2)  обеспечение обоснованных объемов, пропорций и качественных характеристик производства продукции АПК, достижение достаточной полноты и стабильности продовольственного и сырьевого самообеспечения государства, расширение экспортных возможностей в отношении всех видов продукции АПК;

3)  рациональное размещение агропромышленного производства в пределах экономических и природно-климатических зон;

4)  межотраслевая сбалансированность АПК как в целом по Украине, так и в регионах, по критерию минимума количественных и качественных потерь на этапе производства конечных продуктов АПК;

5)  осуществление государственной политики создания равных условий в отношении развития агропромышленного производства для предприятий различных типов хозяйствования и всех форм собственности;

6)  совершенствование хозяйственного механизма и регулирование межотраслевых экономических отношений;

7)  установление и постоянное поддержание эквивалентности обмена между аграрным и другими секторами народного хозяйства.

В). ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СГР ЗА ТЕМПЫ И ПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ АПК; РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.