Очевидно, пренебрежение плановостью как инициальным элементом функции регулирования темпов и пропорций развития отраслей АПК, связывающим это развитие с динамикой объективных потребностей общества, было среди причин, способствовавших разрушению рынка украинского сахара, упадку лёно продуктового подкомплекса АПК и пр.
Следовательно, планово-экономическое регулирование должно занять надлежащее ему место среди приоритетов функционального аппарата СГР комплексно, то есть, включая и первый элемент – плановый механизм ориентации, индикативных предположений, и второй – механизм экономических рычагов.
Оба этих элементов функции регулирования заслуживают более внимательного рассмотрения. Но в данном случае мы ограничимся общим замечанием: в системе взаимосвязей экономического механизма планово-экономическое регулирование (в единстве обоих своих элементов) является целевой функцией, которая соединяет, согласовывает и направляет результирующее действие всех составляющих экономического механизма.
Б). ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СГР (СИСТЕМЫ ГОСРУКОВОДСТВА )ЗА ТЕМПЫ И ПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ АПК: УЗЛОВЫЕ МОМЕНТЫ.
В самом общем смысле система государственного руководства призвана постоянно обеспечивать оптимальные соотношения между отраслями, а также продуктовыми и региональными подкомплексами в структуре АПК страны. Все это составляет первый, структурный, срез ответственности центрального уровня СГР в отношении функции регулирования темпов и пропорций развития агропромышленной сферы экономики. Второй, динамичный, срез предполагает ответственность за постоянное возобновление рациональных соотношений между объективно существующими потребностями общества и государства в результатах агропромышленного производства и реальными возможностями национального АПК в отношении их удовлетворения. Иначе говоря, в первом случае речь идет о структурной политике соответствующего органа (министерства), облеченного ответственностью государства перед обществом, а во втором – о так называемом «управлении на отклонения» с целью избежать резких несоответствий между потребностями и их обеспечением.
Четкое определение круга ответственности как всей СГР, так и каждого ее уровня, является гарантом экономической и продовольственной безопасности государства. Узловыми моментами ответственности центрального (общегосударственного) уровня управления в пределах функции планово-экономического регулирования выступают:
1) определение и научное обоснование приоритетов в структурной политике развития АПК на основе динамики общественной потребности в продукции агропромышленного производства, которая проявляется через конъюнктуру соответствующих внутренних и мировых рынков;
2) обеспечение обоснованных объемов, пропорций и качественных характеристик производства продукции АПК, достижение достаточной полноты и стабильности продовольственного и сырьевого самообеспечения государства, расширение экспортных возможностей в отношении всех видов продукции АПК;
3) рациональное размещение агропромышленного производства в пределах экономических и природно-климатических зон;
4) межотраслевая сбалансированность АПК как в целом по Украине, так и в регионах, по критерию минимума количественных и качественных потерь на этапе производства конечных продуктов АПК;
5) осуществление государственной политики создания равных условий в отношении развития агропромышленного производства для предприятий различных типов хозяйствования и всех форм собственности;
6) совершенствование хозяйственного механизма и регулирование межотраслевых экономических отношений;
7) установление и постоянное поддержание эквивалентности обмена между аграрным и другими секторами народного хозяйства.
В). ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СГР ЗА ТЕМПЫ И ПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ АПК; РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.