Роль АПК в макро- и микроэкономике Украины, страница 13

Что касается горизонтального аспекта, то его можно отнести к распределению прерогатив по принципу «специализации». Партийные органы каждого уровня негласно (зато директивно) осуществляли постановку задач и целей, а также контроль за их выполнением, тогда как органы отраслевого управления (сельскохозяйственные) – условно говоря, организационное и инженерно-экономическое обеспечение партдиректив.

На первый взгляд, такая четкая и жестко субординированная  система должна была бы проявиться если не высокой эффективностью по конечным результатам, то, по крайней мере, высокой надежностью соблюдения заданных параметров (темпов и пропорций) производства и динамики их изменения.

На самом же деле (и это общеизвестно) расстояние между желаемым и действительным почти всегда на несколько порядков выходило за пределы «технических допусков». И дело заключалось не в недостаточной корректности расчетов, а в механической природе госрегулирования.

По своей сути командно-административная система управления системой не была. Это был механизм, очень ограниченный в свободе действий его отдельных частей, следовательно, лишенный творческой энергии системно организованного управления, в условиях которого каждое звено выступает не только исполнителем, но и творцом управленческого решения. Очевидно, что коэффициент полезного действия КАСУ (и в частности – в отношении функции регулирования параметров производства) был мизерным. Как правило, провалы, вызванные разбалансированностью, перекрывались непомерными потерями – готовой продукции, энергоресурсов, финансовых средств и человеческого труда.

Ж). ПРЕРОГАТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ РАЗВИТИЯ АПК.

Уже сама сущность рыночных отношений не допускает использования в государственном регулировании производственных и экономических процессов в рыночной экономике методов директивного руководства. Но, чтобы выполнить комплекс функциональных управленческих действий, узловые моменты которых рассмотрены в предыдущем подразделе, субъект государственного руководства должен иметь комплекс полномочий, в частности:

1)  получать от органов госстатистики, региональных органов государственного управления АПК, отдельных товаропроизводителей и их ассоциаций всю необходимую статистическую информацию, перечень и периодичность которой установлены действующими нормативно-правовыми актами, а также проводить выборочные экономико-статистические обследования;

2)  выходить с обоснованными предложениями в отношении приоритетного выделения централизованно распределяемых ресурсов, государственных субсидий, льгот по налогообложению, государственного гарантирования нижних (для товаропроизводителей) и верхних (для потребителей) уровней цен, квотирования производства отдельных видов продукции, защиты внутреннего рынка и других мер в отношении экономического развития отраслей АПК в Кабинет Министров и, с соответствующими законопроектами, - в Верховный Совет Украины;

3)   издавать приказы, распоряжения, указания и инструкции, обязательные для исполнения предприятиями и организациями АПК, по вопросам, входящим в функциональные обязанности министерства – субъекта государственного руководства АПК – в пределах его компетенции;

4)  разрабатывать рекомендации по вопросам структурно-инвестиционной политики, специализации производства по зонам и регионам республики, доводить до региональных органов экономические нормативы и индикативно-рекомендательные показатели развития агропромышленного производства на перспективу и текущий период на основе данных маркетинговых исследований и прогнозов, а также методические рекомендации в отношении выполнения функциональных обязанностей данной группы региональными органами государственного руководства, товаропроизводителями и их ассоциациями в отраслях АПК;

5)  контролировать взаимное соблюдение договорной дисциплины товаропроизводителями и их ассоциациями, а также выполнение договорных обязательств товаропроизводителей перед государством, а госорганов – перед производителями в системе госзаказов.