Пятый подход объединяет сторонников регулирования развития сельского хозяйства, утверждающих, что эта отрасль в принципе не может иметь равноправных отношений с промышленностью. Поэтому основная задача аграрной политики – обеспечить такие отношения. А сделать это можно только путем действенного государственного вмешательства в систему ценообразования, а формирование и распределение доходов сельскохозяйственных производителей, а также в распределение продукции сельского хозяйства. Одним из аспектов этого подхода является защита окружающей среды.
Аграрная политики любого государства под давлением указанных идеологических подходов и имеет направленность того из них, сторонники которого к определенному моменту времени больше влияют на государственные структуры, ответственные за ее разработку и осуществление. Однако любая аграрная политика должна строиться на реальных проблемах, связях и закономерностях, объективно существующих в сельском хозяйстве. Одна их основных таких закономерностей его развития заключается в опережающем росте предложения сельскохозяйственной продукции над спросом на нее и неэластичности этого спроса. Так, по расчетам американского экономиста Л. Твина, совокупная ценовая эластичность спроса на валовую продукцию сельского хозяйства США для внутреннего потребления в краткосрочном периоде составляет – 0,2, а в долгосрочном – соответственно, - 0,4. (См.: Tween L.) Economic Instability in Aqricylture. The Contribute of Prices, Governmental Programs and Export. «American Journal of Agricultural Economics». Yol. 65. № 5. December 1983). Это значит, что 1% повышения цен на сельскохозяйственную продукцию будет снижать спрос на нее, соответственно, на 0,2 и на 0,4 %. Причем, по данным ученого, ценовая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию США с учетом ее экспорта достигает – 0,25 в краткосрочном и – 0,63 – в долгосрочном периодах.
Л. Твин рассчитал также эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию по доходу. Она составляет 0,15 для всей сельскохозяйственной продукции, то есть, если доходы населения возрастают на 1%, то спрос на сельскохозяйственную продукцию – только на 0,15%.
На эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию по доходу влияют три основных фактора. Во-первых, с повышением доходов населения эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию по доходу снижается, то есть спрос ставится менее эластичным. Так, люди с низкими доходами расходуют на продукты питания в среднем свыше 70% своего совокупного дохода, а с высокими доходами – до 10%. (См.: Kunston R. D., Penn J. B., Boehn W. T. Agricultural and Food Policy. Simon and Schuster Company, Englewood Cliffs, New Jersey, 1995, р. 385). Во-вторых, с повышением доходов население имеет тенденцию к увеличению расходов на питание вне дома (в кафе, ресторанах). Если эластичность спроса на продукты питания вне дома по доходу равна 0,57, то дома – только 0,2. И, в-третьих, эластичность спроса на продукты питания по доходу имеет достаточно большой диапазон по их видам. Так, эластичность спроса на твердый сыр факторами (такое, как годовое и сезонное колебания цен на сельскохозяйственные продукты, спрос на них из международных сельскохозяйственных рынках, погода) – очень существенно влияет на снижение цен на нее, а также доходов ее производителей в условиях роста объема производства.
Анализируя проблему аграрной политики, нельзя обойти вопросы, которые дискутируются экономистами-аграрниками всех стран (и особенно – отечественными) и заключается в необходимости установления паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Прежде всего, следует отметить, что трактовка проблемы паритета цен отечественной экономической наукой несколько отличается от ее понимания экономистами Запада. Последние исходят из того, что паритетная цена на сельскохозяйственную продукцию означает цену, которая имеет покупательную способность на уровне 1910-1914 гг. Считается, что за весь ХХ век паритет цен достигался только дважды – в 1910-1914 гг. и период второй мировой войны. Все последнее время цена на сельскохозяйственную продукцию не превышала определенного процента паритета. В данном случае имеется в виду, прежде всего, экономика США и стран ЕС. Теперь все больше экономистов склоняются к мысли, что достичь паритета цен довольно сложно, и вообще сама его целесообразность вызывает сомнение. При этом подчеркиваются существенные недостатки концепции паритета цен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.