- ускорение процесса отраслевого и территориального разделения труда с учетом развития производительных сил, состояния природной среды и других объективных факторов формирования рынка;
- активизация агробизнеса на началах интеграции производства и хранения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также организации оптовой торговли ими для решения общих ключевых вопросов экономики (в частности – транспортных);
- существенное увеличение авансированного капитала в расчете на единицу земельной площади, при более региональных масштабах землепользования и концентрации сельскохозяйственного производства.
Товарное сельскохозяйственное производство целесообразно сосредоточить в сравнительно незначительном количестве специализированных хозяйственных формирований.
Практика свидетельствует, что реформирование аграрной и других отраслей АПК необходимо рассматривать как процесс, имеющий много направлений и в то же время являющийся целостным. Целостность и положительный результат возможны только при определенной согласованности действий на всех направлениях. Важно также, чтобы предлагаемую государственную политику реформирования и практические мероприятия по воплощению ее в жизнь объединяло одинаковое видение проблем, хотя пути их преодоления должны отвечать статусу каждой задействованной в этом процессе структуры – от законодательных и правительственных органов до хозяйств как непосредственных производителей рыночной продукции.
Изучение опыта ряда стран, на которые Украина в определенной мере ориентируется в перестройке своего экономического и социального устройства и которые в свое время сумели преодолеть не менее глубокий, чем наш, экономический кризис, а сейчас лидируют среди высокоразвитых государств мира, дает основания для определенных выводов:
- правительства (или наделенные высокими полномочиями деятели) брали на себя ответственность за последствия проводимой финансово-экономической политики);
- политический курс основывался на учете действия объективных экономических законов развития общества и особенностей национальных экономик;
- усилия по всем направлениям, в конечном счете, были направлены на стимулирование производства и производительности труда как первоисточников обогащения личности и общества;
- созидательный характер и социальная направленность государственной политики в период реформ, благодаря чему самый малый шаг по такому пути приносит изменения к лучшему, обеспечивает доверие и поддержку преобладающей части граждан.
По концептуальным положениям, этапности, механизму практических мер реформы в этих странах отличаются между собой, однако в главном – ориентации на подъем производства – они едины. Убедительным в этом отношении считается опыт преодоления «великого экономического кризиса» в США в 30-е годы и построения Л. Эрхардом социальной рыночной экономики в послевоенной Германии.
Известно, что определяющей категорией рынка выступает цена, отражающая соотношение спроса и предложения и в то же время влияющая на него в сторону достижения равновесия (из-за постоянного неравновесия). В странах с устойчивой рыночной экономикой постоянно действует регулируемая государственной социально-экономической политикой и соответствующими законодательными мерами эффективная система экономических рычагов в направлениях:
1) поддержки платежеспособности спроса на социально достаточном и возрастающем уровне;
2) поддержки предложений (производства) посредством постоянного содействия удешевлению и улучшению качества продукции путем применения современных научно-технических достижений.
В таких условиях создается впечатление о саморегулируемости рыночной системы, в то время как в действительности имеет место целенаправленное, полностью подчиненное общественным интересам регулирование.
В ближайшие годы предусматривается усилить государственную поддержку отечественного агропромышленного производства в следующих направлениях:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.