Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 7

Аристотель одним из первых разработал подробную классификацию форм и способов рационального мышления. Создал учение о наиболее общих философских понятиях (категориях - количество, качество, отношение, сущность, время, пространство, место, положение, обладание, страдание) - система из 10 категорий. С ее помощью он выразил диалектику бытия и мышления, такие как категории и формы бытия и формы мысли. Он основоположник формальной логики.

Общественно-политическая теория Аристотеля.

Высшая цель государства - это достижение добродетельной жизни, а тем самым счастливой. Человек - это общественное, политическое животное. Поэтому стремление к объединению для него естественно. Высшие ценности, по Аристотелю, это справедливость, благоразумие, великодушие, самоограничения, храбрость, щедрость, правдивость, благожелательность. Аристотелевское понимание человеческой сущности как деятельности души было религиозно переосмыслено в средневековой схоластической традиции (у Фомы Аквинского).

В философии Нового времени получила развитие его идея о природном равенстве людей (в теориях "естественного права" и "общинного договора"). Он заложил основы формальной логики.

ВОПРОС 13. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ.

Эллинизм - это последняя эпоха в развитии древнегреческой культуры с 4 по 1 в.в. до н.э., связана она с именем Александра Македонского, который в результате своих завоеваний стремился объединить культуры Азии м Восточного Средиземноморья (желал создать империю персо-эллинов).

Особенности эллинистической философии:

1). Она есть органическое продолжение классической философии. Сохраняются преемственность и традиции.

2). Но это философия периода кризиса традиционного греческого полиса. Поэтому начинается эпоха саморефлексии, комментирования и истолкования старых философских текстов, что не исключало творение новых.

3). Меняется предмет философии. Центр перемещается на этическую проблематику. Главное место занимает вопрос о том, как быть свободным при тоталитарном режиме. Возникают тенденции субъективизма и ремифологизации (возрождение мифологического сознания, интерес к утопиям и антиутопиям).

4). Растет скептицизм, который открывает дорогу мистицизму.

В то же время возникают сократические школы: мегарики, киники, киренаики.

Мегарики (основатель Евклид из Мегары, 4 в до н.э.) - учили, что существует только единое, оно же благо. Многое - иллюзорно, мнимо и немыслимо.

Киренаики  (основатель - Аристипп из Кирены, 4 век до н.э.) - они были античными субъективными идеалистами, отрицающие объективность знания о мире. ("только в чувстве мерило истины").

Киники (циники) - (основатель Антисфен) - главное - жить по заповедям Сократа ("Мыслить по-кинически - только средство, цель - жить по-кинически). Учение обобщает опыт человека, который может духовно опереться только на самого себя. Киники считала себя "гражданами мира" и стремились жить по своим законам, а не по законам государства.

Другими философскими течениями были стоицизм и эпикуреизм.

В Греции к стоикам принадлежали Зенон Стоик (3 век до н.э.), Посидонит (конец 2 века до н.э). В Риме известными стоиками были Сенека (1 век н.э.), император Марк Аврелий (1 век н.э.).

Их философия - это жизненная мудрость, стремление научить человека самообладанию, достоинству в трудной ситуации кризиса традиций. Главное достоинство - это свобода от власти внешнего мира (внутренний покой и бесстрастие).

Эпикур - древнегреческий материалист (3 век до н.э.), его продолжатель древнеримский материалист Лукреций Кар (1 век до н.э.). По Эпикуру главное - это отдельный человек, его желания. В отличии от стоической эпикурейская этика гедонистична (наслаждение - главный принцип). Цель человеческой жизни - счастье, понимаемое как удовольствие. Но подлинное удовольствие - не материально, а духовно.

3-я школа - неоплатоники (развивали идеи Платона). Основоположник Плотин (3 век н.э.), ученик Порфирий Ямблих.