Понятие "Личность" - подчеркивает сознательно волевое начало в человеке.
Человек как личность осознает мотивы своего поведения, контролирует себя, самоподчиняется определенной жизненной стратегии.
И. Кант отмечал свойства личности: самодисциплину, самообладание, способность быть господином самому себе, автономию - т.е. самоосознанность (свободное подчинение общечеловеческим нравственным запретам), работа по определению смысла жизни.
Проблема свободы человека самая дискуссионная, особенно она обострилась в 20 веке, когда массы людей стали втягиваться в практическую борьбу за ее достижение. Классики марксизма считала свободу родовым признаком человека (Энгельс - "каждый шаг человека на пути культуры есть шаг к свободе"). Свобода - есть познанная необходимость - впервые эту мысль высказал Спиноза.
Ограничение свободы негативно отражается на человеке и на обществе. Но нет и не может быть абстрактной, абсолютной свободы человека от природы, общества и от самого себя. Человек как личность всегда включен в многочисленные связи в обществе, в культуре. Он зависим от целого, определяется им и сам определяет его.
Категория "ответственность" - выражает способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью; отвечать за свои действия и поступки; совершать правильный выбор; достигать определенного результата; сознательно, добровольно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед человеком задачи.
Существует гражданская, правовая, коллективная, индивидуальная ответственность. Регулятором ответственного поведения является человеческая совесть - высшая способность личности к моральному самоконтролю.
ВОПРОС 62. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. ГУМАНИСТИКА И ЕЕ МЕСТО В СУДЬБАХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
На рубеже 20-21 столетия человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными (мировыми) проблемами современности, которые угрожают самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
К глобальным проблемам относятся:
1). Предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира на основе консенсуса (согласования) их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности.
2). Предоставление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Устранение экономической усталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности.
3). Обеспечение человечества природными ресурсами, возобновимыми и невозобновимыми (продовольствие, сырье, источники энергии).
4). Преодоление стремительного роста населения (демографического взрыва) в одних регионах и катастрофического падения рождаемости в других (Беларусь).
5). Преодоление экологического кризиса, сопровождающегося загрязнением окружающей среды (атмосфера, вода, почва) отходами производства.
6). Своевременное предвидение ипредотвращение отрицательных последствий Научно-технического прогресса, и эффективное использование его достижений на благо общества и личности.
К глобальным проблемам можно отнести: международный терроризм, наркоманию, алкоголизм, СПИД и другие проблемы.
Главное для человечества - это поиск научно-обоснованных, реалистических способов решения этих проблем.
Сам термин "глобальные проблемы" появился на Западе в конце 60-х годов и получил широкое распространение во всем мире. Причина их появления: в неравномерности развития отдельных стран; в неравномерности развития различных жизненных сфер внутри общества; в противоречиях Научно-технического прогресса, когда разум творит неразумное.
Сегодня возможно решить эти проблемы только при условии достижения согласия в мировом масштабе при условии всеобщего признания таких гуманистических принципов как:
1) свобода выбора народами своего будущего;
2) возрастающая многовариантность социального прогресса;
3) верховенство общечеловеческих ценностей (истины, добра, красоты).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.