Его ученики, развивая идею бессознательного, критиковали мысль о его сексуальной природе. Юнг утверждал, что наряду с "индивидуальным" существует "коллективное бессознательное, т.е. древняя память рода, которая проявляется в архетипах (первообразах). Тенденции развития психоанализа и фрейдизма противоречивы. С одной стороны, психоанализ в виде некоторых частных методик вошел в психиатрию, в психотерапию.. В психологии и философии он стимулировал изучение бессознательного. С другой стороны он породил крайне иррационалистические, мистические формы ("Дианетика Рона Хаббарта").
Вопрос № 27. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.
Экзистенциализм- возник на Западе в 20- х (философия существования) 20 века.
Его представители: М. Хайдеггер, Н. Ясперс в Германии, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции в 40- 50 х годах и др. Метод эта философия заимствовала из феноменологии Гуссерля.
Задача философии, по мысли экзистенциалистов- заниматься проблемами человеческого существования. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, он чужой в нем, окружен таинственными знаками. Мир страшен, бессмысленнен и непостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Под маской "друг для друга", люди действуют друг против друга. В чем тогда смысл жизни человека?
Существование- это духовное бытие личности. Чтобы осознать себя человек должен оказаться в пограничной ситуации, т.е. ситуации борьбы, болезни между жизнью и смертью. Тогда человек понимает свою экзистенцию (свое подлинное существование).
Большое место занимает, например, у Сартра проблема свободы. Свобода- это выбор человеком самого себя. Человек обречен быть свободным. Свобода разрывает время человеческого бытия, образуя "дыру в бытии". Задача человека не в том чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему.
Поворот к таким идеям был не случайным, он свидетельствовал о наступлении эпохи, когда пограничная ситуация стала общечеловеческой проблемой.
Вопрос № 28. Основные проблемы и тенденции развития философии конца 20 века. Феноменология, герменевтика, структурализм, постмодерн.
Феноменом современной философии является расширение и углубление поля философской рефлексии. В конце 20 века философы пытаются понять и отразить разнообразие типов рациональностей.
Возникают в начале и середине 20 века феноменология (основатель немецкий философ Гуссерль), структурализм (Леви- Строс, К. Барт и др.), герменевтика (19 век Шлейермахер, 20 век Дильтей), в конце 20 века постмодернизм (Деррика, Делез, Фуко, Лиотар).
Феноменология- философское учение, согласно которому предметом исследования должны быть акты сознания самого по себе, познаваемого с помощью метода интенции (направленность сознания на какой- либо объект).
Герменевтика- искусство толкования текстов, методология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому понимание является целью и средством человеческого бытия.
Структурализм- философская концепция, в которой анализируется структура (т.е. совокупность устойчивых внутренних связей предмета). Она имеет приоритет над субъектом и сохраняет свою устойчивость при различного рода изменениях.
Постмодернизм- обобщенное название группы идей и принципов, критикующих принципы модерна, разум и доминирование индустриального, мужского начала в культуре.
Принципы постмодерна (децентрация, деконструкция, антисистемность, коллаж, игра):
1) антисистематичность- отказ от претензий на целостную концепцию, формирование неклассической "онтологии ума" (идея о том, что в культуре и в ее понимании нет жестких, однозначных схем);
2) деконструкция- метод освобождения человека от разрушающего влияния со стороны репрессивных структур государства (метод сборки- разборки текста);
3) коллаж (склеивание)- это соединение несоединимых вещей и идей. Это компиляция и цитирование прошлых произведений, игра с цитатами.
Вопрос № 29. Религиозная философия 20 века.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.