1. На этапе классической науки особое внимание уделялось идее научного метода познания. В это время сформировались две основные познавательные тенденции - рационализм с дедуктивно-математическими методами исследования (Декарт, Спиноза) и сенсуализм с эмпирическими, индуктивными методами познания (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс). Это было время становления опытной науки в новоевропейской культуре. Бэкон разрабатывает идею о "призраках" человеческого познания (т.е. ошибках, которые мешают чистому свету разума). Он утверждает, что надо испытывать природу, чтобы она отдала свои тайны. "Знание - сила" (Бэкон).
На этом этапе главной была идея абсолютной независимости познающего разума, который, как бы со стороны созерцая мир, раскрывает истинную сущность мира. Идеал познания - построение окончательной, абсолютно истинной картины мира.
2. На втором этапе обнаруживается кризис этих установок, осуществляется переход к новым принципам: отказ от прямолинейного антологизма; понимание относительной истинности нашего знания. Возникает идея конвенциализма (Пуанкаре), т.е. мысль о том, что истина науки - результат соглашения некой группы ученых.
3. Эта эпоха совершенной НТР: а). Возникает идея относительности не только научной картины мира, но и самих идеалов и норм научного познания. б). Наука рассматривается уже в социально-культурном контексте, с точки зрения определенных ценностей. в). Возникает представление о динамике науки, разрабатываются идеи научных революций (Кун). г). Обостряется проблема этики ученого и его социальной ответственности за результаты своей научной деятельности.
Если древнегреческий философ Сократ утверждал однозначно, что знание - благо, то сегодня мы стали свидетелями совмещения гения и злодейства. Познание может умножать скорбь. Человечество осознало опасность неконтролируемого научного познания, особенно в таких областях, как генная инженерия, биотехнология, биомедицина. Были введены моратории (запреты) на некоторые эксперименты.
Сегодня возрастает ответственность ученого:
- это ответственность за получение и распространение проверенных строгих знаний;
- это предвидение возможных нежелательных эффектов от использования этого знания;
- это максимально широкое, в доступной форме оповещение общественности о возможных нежелательных эффектах.
ВОПРОС 59.СПЕЦИФИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Общие принципы, основы и функции познавательной деятельности ученых всех специальностей совпадают. Но медико-биологическое познание имеет свою специфику, которая связана с особым объектом его изучения - человеком. Здесь познавательная деятельность непосредственно сопряжена с ценностной деятельностью. Цель такого познания не только понять причину нарушения здоровья пациента. Но и помочь больному словом и делом.
Функции медико-биологического познания: мировоззренческая, прогностическая, методологическая, ценностная (отражение через призму интересов человека), нормативная и т.д.
Нравственные основы врачебной деятельности и медицинских исследований.
Главный принцип деятельности врача и ученого: "Не навреди". Эта истина была верна в прошлом, но сейчас она особенно актуальна. В наше время возрастает ответственность ученого за результаты своей деятельности. Особое место занимают сейчас такие науки, как генная инженерия, биотехнология, биомедицина. Именно развитие генной инженерии привело в 1975 г. к уникальному событию в научном мире - ведущие ученые мира заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на планете.
После этого были разработаны строгие меры безопасности при проведении экспериментов (например - биологическая защита, т.е. конструирование ослабленных микроорганизмов, способных жить только в искусственных условиях).
Но все же некоторые, наиболее рискованные типы экспериментов до сих пор остаются под запретом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.