Еще французские материалисты 18 века высказывали идею о том, что в фундаменте материи лежит общее свойство, родственное ощущению. В.И. Ленин в начале 20 века в работе "Материализм и эмпириокритицизм" развил эту мысль и назвал это свойство отражение. Отражение - есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер отражения зависят от уровня организации материи. Существуют следующие формы отражения:
1). Отражение на неорганическом уровне - на механическом, физическом, химическом.
2). Отражение на органическом уровне: раздражимость, чувствительность, психика.
3). Отражение на социальном уровне - сознание.
Общее для всех этих форм отражения: факт взаимодействия двух систем; следы (отпечатки) взаимодействия; в живой природе и социуме - обратная реакция.
Отражение - это процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета.
Любое взаимодействие включает информационный процесс. Информация - разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом.
Отличие сознания человека от психики животных.
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности.
Психика животных - форма приспособительно-инстиктивной деятельности. Некоторые современные ученые утверждают, что высокоорганизованные животные обладают ручным интеллектом, склонны к простой орудийной деятельности и к опережающему отражению.
Сознание человека отличается от психики животных не только способом (это высшая целерациональная форма понимания мира), но и тем, что отражается и что доставляет не только свои природные и материальные потребности, но и духовные. Полет образов, фантазии, мечты, идеалы, нормы - это сложные формы бытия человеческого сознания.
Сознание - это высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном контролировании поведения человека.
ВОПРОС 48. ПРОБЛЕМЫ "СОЗНАНИЕ И МОЗГ", СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЗНАНИЕ КАК СВОЙСТВО ВСЕЙ СИСТЕМЫ "ЧЕЛОВЕК - МИР" В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ.
Сознание - это высшая функция мозга. А человеческий мозг - сложное образование, тончайший нервный аппарат. Как они взаимосвязаны?
1). От уровня сложность организации мозга зависит уровень отражательно-конструктивной способности сознания.
2). Нормальная психика невозможна вне нормального функционирующего мозга.
3). Экспериментальные данные физиологии, психофизиологии свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Но процессы сознания не сводятся к психофизиологии.
4). Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики.
5). Сознание - это субъективный образ объективного мира, оно идеально, а не материально.
6). В чем суть мировых процессов? И.М. Сеченов, И.П, Павлов, Н.Е. Введенский и их последователи раскрыли природу психических процессов. Психика, по их мнению, это система активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира (условный рефлекс, принцип подкрепления, эффект обратной связи).
7). Сознание идеально - это наш внутренний мир, а также мир "надличной" духовной культуры человечества.
Содержанием сознания является синтетическая характеристика объекта, полученная в ходе предметно-преобразующей деятельности.
8). Сознание не только отражает, но и творит объективный мир. Творит, т.е. изменяет посредством практической деятельности.
ВОПРОС 49. СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК, САМОСОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В КИБЕРНЕНТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.
Сознание - это высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном настроении действий и предвидении их результатов, в разумном контролировании поведения человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.