В диалектико- материалистической философии категории понимаются как продукты познавательной и практической деятельности человека. В процессе практического освоения мира человек многократно повторял определенные трудовые операции и они отпечатывались в его мозгу схемами мышления, фиксировались определенные повторяющиеся отношения между предметами. Возникали пары категорий: целое- часть, содержание- форма, сущность- явление, необходимое- случайное, возможное- действительное.
Вопрос № 38. Диалектика и ее альтернативы. Проблема поиска новых форм отражения универсальных свойств и связей бытия. (Альтернатива - противоположность).
Диалектика - это теория, всеобщая методология и метод мышления.
- это наука о наиболее общих законах развития действительности.
Это философский метод отличается от метафизики - как метода рассмотрения объектов вне взаимосвязи и развития.
Метафизика (это антидиалектика). В теории философии существовало несколько форм метафизического понимания мира: 1) метафизика Элейской школы в Древней Греции - идея Парменида о едином, неподвижном, духовном бытии как основе мира. 2) Классическая метафизика 17-18 в.в. в Европе. Декартовский дуализм (существование двух параллельных субстанций), идеи французских просветителей 18 века, которые сводили сложные формы движения мира к простым, например Ламетри - "Человек - машина" (одно из нашумевших его произведений). В основном, это было сведение к механическим формам движения. 3) Неометафизика к 19-20 в.в. - Спенсер, который объяснял развитие общества биологическими закономерностями.
Представлением метафизического метода является эклектика и софистика.
Эклектика - намеренное нарушение логики рассуждения, которое скрывается за его правдоподобной формой. Древние греки знали софизм.
"рогатый" - "То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь".
Понятие о мире - гибки и текучи. Но иногда эта их гибкость преувеличивается и тогда возникают софизмы.
Сегодня ведется учеными поиски новых форм отражения универсальных связей бытия. Одно из интересных современных течений - "синергетика", в котором анализируются принципы самоорганизации различных систем.
Это философские идеи лауреата Нобелевской премии, крупного бельгийского ученого Ильи Пригожина. Он считает, что необходим переход науки и философии к новому пониманию динамических процессов, к философскому истолкованию проблем необратимости возникновения действительности.
Вопрос 39. Природа как объект философского и естественно-научного анализа. Биосфера, ноосфера, этосфера.
Понятие "природа" одно из самых широких. Под природой понимается все сущее, все разнообразие жизни на земле. Но чаще философы употребляют понятие "природа" в узком смысле, противопоставлял ее обществу и культуре. То есть "природа" - это вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек и общество одновременно и противостоят природе и включены в нее.
Та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, вовлечена в процессе производства - называется "Географической средой" (земная кора, атмосфера, почва, флора и фауна).
Отношение человека и природы противоречивы. Это можно обнаружить в разных трактовках природы в западной и восточной культурах
Восток боготворит природу. Природа - это храм, совершенство. Необходимо ей следовать (даосизм, буддизм). Запад, как правило, особенно со времени возникновения христианства считает природу зависимой от бога, подчиненной. А в Новое время природа - это нечто мертвое, механическое, агрегат частей, которые человек испытывает, расчленяет (Ф. Бэкон). Природа здесь мастерская, а человек в ней работник.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.