Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 27

Сознание как целостная система состоит из следующих элементов:

1)  осознание вещей;

2)  их переживание;

3)  знание;

4)  внимание;

5)  чувства оценивания;

6)  аффекты;

7)  мышление;

8)  воля.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания.

Язык - есть практическое сознание. Животные обладают средствами сигнализации, но они выражают лишь свое субъективное состояние - голод, жажду, страх, либо указания и призывы, предупреждения.

Человеческая речь вместе с сознанием оторвалась от связей ситуативности, это была "коммуникативная революция", породившая человеческое сознание.

Звук из выражения эмоции превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка проявляется в его двуединой Функции: служить средством общения и орудием мышления.

Язык - это определенная система средств общения. С его помощью осуществляется речь - сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами.

Отношение между мышлением и языком противоречиво. Язык может не только адекватно выражать мысль, но и скрывать ее.

Мышление - это активный процесс целенаправленного, опосредующего, абстрагирующего отражения действительности. Мышление осуществляется в понятиях, ситуациях, умозаключениях, теориях.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения  в обществе. Его элементами являются самоощущение, самоконтроль, саморегулирование.

Проблема "искусственного интеллекта". Сегодня возникают две противоположные модели понимания и создания "искусственного интеллекта". Их можно назвать моделью Локка, который утверждал, что сознание - есть чистая доска, и модель Лейбница - где речь шла о самопрограммирующемся, самонастраивающемся интеллекте. Сегодня более перспективна вторая идея.

ВОПРОС 50. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ. СУЩНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ.

Деятельность является особенностью человеческого бытия, отличающем его от животного мира. Поведение животных - это приспособление к миру. Деятельность - характеризуется как специфическая форма активного отношения человека к миру. Это целенаправленное, осознанное воспроизведение, изменение и преобразование природного и социиального мира.

Структура деятельности:

1). Субъект деятельности - активное существо, имеющее цели, ценности, знания и навыки.

2). Объект деятельности - то, на что направлена активность субъекта - это природа, общество, люди или сам познающий.

3). Сам процесс деятельности.

4). Методы деятельности.

Выделяют материальную и духовную деятельность. Существует деление на практическую, познавательную и целостно-ориентационную деятельность.

Практическая деятельность - это материальная преобразующая деятельность. Это может быть преобразование природы людьми (труд), преобразование общества (реформа, революция), преобразование человеком человека (социализация).

Познавательная деятельность - это идеальное преобразование действительности.

Ценностная деятельность - это деятельность по осознанию смысла и значимостей явлений, процессов внешнего и внутреннего мира человека. Это всегда их эмоциональная оценка.

ВОПРОС 51. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это объективированное духовное. В нем отражается духовная жизнь общества, его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей, взаимодействие индивидуального и общественного.

Общественное сознание сложное образование. В его структуре выделяют уровни: обыденное и теоретическое сознание, идеологию и общественную психологию, массовое сознание, а также формы: политика, право, мораль, решения, искусство, наука, философия.

Обыденное сознание - эмпирически-стихийное отражение внешних сторон действительности.