Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 28

Теоретическое сознание - отражение существенных связей и закономерностей мира.

Общественная психология - формируется в процессе повседневной практической жизни людей, выражая их отношение к миру.

Идеология - сложное духовное образование, которое включает в себя теоретическую основу, вытекающие из нее программные действия и механизмы распространения идей в массы.

Идеология создается мыслителями, политиками и является выражением определенных социально-классовых интересов.

Формы общественного сознания - это различные способы действительности. Они отличаются друг от друга по предмету отражения, по формам отражения, особенностям своего развития и по социальным функциям.

Политическое сознание - это отражение классового отношения к государственной власти.

Правосознание - это отражение знаний и оценок, принятых в обществе в качестве юридических законов.

Нравственное сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражаются общепринятые нормы и оценки человеческой деятельности.

Эстетическое сознание - это отражение непосредственно данной чувственной выразительности внутренней жизни предметов окружающего мира.

Религиозное сознание - это формирование религиозной картины мира.

Наука - исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание объективных  закономерностей мира и на их эмпирическую проверку.

ВОПРОС 52.СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.

Познание - это процесс получения и приращения знаний;

-  это процесс идеального преобразование мира, способ духовного освоения действительности.

В структуру познания входит субъект и объект познания, сам процесс и способы познания(методы науки).

Познавательная деятельность протекает на двух уровнях: на чувственном и рациональном уровне познания.

На чувственном уровне получают непосредственное знание с мире в форме ощущений, восприятий и представлений.

Ощущение - это отображение органами чувств отдельного свойства вещи.

Восприятие - это возникновение целостного образа вещи.

Представление - это формирование чувственного образа предмета по памяти.

На рациональном уровне получают опосредованное знание о мире в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятия - элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных чертах, признаках.

Суждение - это предложение, состоящее из понятий, в нем что-либо отрицается или утверждается.

Умозаключение - это такой процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

Проблемы истины в современной философии.

Классическое определение истины - это соответствие наших знаний действительности (Аристотель). Каков критерий истинности знания?

В марксистской философии такими критерием является практика - материальная, преобразующая деятельность людей.

В современных теориях познания существуют когерентная, прагматическая и плюралистическая концепции истины.

Прагматики утверждают, что критерий истины - это выгоды, польза.

Плюралисты - тихим критерием считают общепризнанность и множественность истин.

Представители когерентной концепции ограничиваются формально-логическим критерием истинности, согласуя новые знания со старыми, приводя их в соответствии с прежними представлениями.

ВОПРОС 53. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Наука - это сфера познавательной деятельности людей, направленная на получение с объективно-истинного, закономерного знания о действительности. Наука - это творческая деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности.

Современная наука выступает как:

1)  особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий;

2)  отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей;

3)  социальный институт со своей структурой и функциями (мировоззренческая функция науки, функция науки как непосредственной производительной силы; как социальной силы).