Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 21

В 20 веке, особенно во второй половине его, когда возрастает мощь НТП (научно-технический прогресс), люди все больше убеждаются в опасности бесконтрольного использования науки и техники. Возникает интерес к идеям конца 19-начала 20 века русских космистов - Вернадского, Циолковского. Особенно популярно сейчас понятие ноосфера - сфера разума. Биосфера - это область живого, включающая растения, животных и человека. Человек оказывает все более усиливающее влияние на биосферу и осуществляет переход к ноосфере (от. греч. - ум) - сфера разума. Ноосфера создается ростом науки и основанного на ней социального труда человечества.

Этосфера - (этос - народ) - это разумное сотрудничество государств, всего человечества, вне культурных и национальных различий.  

Вопрос 40. Экологическая проблема. Принципы антропоцентризма к концепции глобального эволюционизма.

Экология (от греч. - обиталище, место пребывания) - это наука о родном доме человечества, об условиях его обитания.

"Экология" - это комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "общество - природа".

Человеческая деятельность - это процесс обмена веществом между человеком и природой. С развитием практической преобразующей деятельности увеличиваются масштабы вмешательства человека в естественные процессы природы.

В прошлом такое вмешательство носило стихийный и обратимый характер. Но научно-техническая революция неизмеримо усилила мощь человека, что отрицательно сказалось на среде его обитания, возникла опасность разрушения динамического равновесия системы "природа - общество".

Возникли экологические проблемы, которые носят глобальный (мировой) характер: 1) проблемы загрязнения окружающей среды;  2) возникновение парникового эффекта; 3) исчерпываемость природных ресурсов; 4) истончение озонового слоя и т.д.

Возможно ли их решение. На этот счет существуют два рода концепций: технологический оптимизм (выход из кризиса видится в использовании науки техники для решения экологических проблем) и технологический пессимизм (радикальное его крыло - руссоизм, призывает отказаться от благ цивилизации или в крайнем случае их заморозить).

По-видимому. Истина посередине. Человечество уже не в состоянии отказаться от НТП, но прежние формы взаимодействия с природой должны быть пересмотрены.

Должен восторжествовать принцип эволюционного единства человека с природой, принцип антропоцентризма, благоговения перед жизнью (Швейцер, К. Лоренц  и др.)

ВОПРОС 41 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОБЩЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ.

Философское рассмотрение общества как развивающейся системы и раскрытие методологии по познанию. Люди издавна пытались объяснить существование общества, причины его возникновения и развития. Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества.

На ранней стадии  общественного развития основным способом понимания мира является  мифология (миф - греч. - сказание, предание о богах и героях). Мифы объясняли как природную, так и социальную действительность. С их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим; от поколения к поколению передавались духовные ценности, зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и т.д. Миф - это синкретическая форма понимания мира (синкретизм - греч. - слитность, единство, нераздельность). В мифе материальное и духовное слиты, возникает всеобщее одушевление мира. Так же слито общественное и природное. Например, в древнекитайской культуре природные явления - дождь, жара, холод, зависят от порядка в стране, от мудрости правителя. Его глупость возникает ветер, его леность - жару, а торопливость - холод.