Понятие бытия в истории философии.
Впервые эту проблему поставил древнегреческий философ Парменид- основатель Элейской школы. Бытие- это то, что мыслится, а небытие то, что помыслить нельзя.
В античной философии бытие трактовалось как космос (как органическая целостность), как первоначало мира (в Милетской школе и у Демокрита). Сократ в V веке до н.э. вслед за софистами обнаружилчеловеческую меру бытия. В середине века бытие делилось на "творящее" (божественное) и "творимое" (земное). Бог- это творец мира и человека.
В Новое время понятие бытия отождествлялось с субстанцией (основа мира, которая не нуждается ни в чем, кроме самой себя), она имеет атрибуты, т.е. неотъемлемые свойства субстанции.
В 19- 20 в. В русле диалектической традиции возникают идеи саморазвивающегося бытия (у Гегеля- это абсолютная идея, у Маркса- саморазвитие природы и общества).
Вопрос № 31. Проблема субстанции и единства мира. Монизм, дуализм, плюрализм.
Категория "бытие" объединяет по признаку существования самые разные явления и предметы. Можно ли говорить о единстве этих разных сфер или только о их множественности? В философии для этого существует категория "субстанция" (с лат. - то, что лежит в основе)- это понятие, которое обозначает внутреннее единствомногообразных конкретых вещей, событий, явлений, посредством которых и через которые она существует. Учения, которые объясняют единство мира исходя из одной субстанции, называются монизмом. Может существовать материалистический монизм (когда субстанция- материя) и идеалистический (когда субстанция- идея, дух). Материалисты: Фалес, Гераклит, Спиноза, идеалисты- Платон, Гегель.
Монизму противостоит дуализм - учение, согласно которому в основе мира лежат два начала: материальное и идеальное (Декарт).
Плюрализм - идея множественности начал мира (Лейбниц). Марксизм- это монистический материализм, в нем обосновывается идея материального единства мира. Сознание понимается не как субстанция, а как особое свойство материи на высшем уровне. Также сознание- это отражение материи. Пространство, время, движение- это атрибуты материи. С точки зрения марксизма (диалектического материализма) материя субстанциальна (это бесконечное разнообразие развивающегося мира). Материя существует только в объектах и через них.
Вопрос № 32. Категория материи и ее эволюция в истории философии и науки.
В истории философии существовало три основных концепции материи: субстратная (субстрат- носитель, вещество), субстанциальная (субстанция- основа) и атрибутивная (неотъемлемое свойство).
Слово матери с латинского языка означает- вещество. Это значение термина удерживалось вплоть ло 19 века, до революции в физике. В античной культуре материя означает первовещество- огонь, воду, воздух, атом. Дальнейшее движение мысли вылилось в идею атомарного строения мира. В новое время разрабатывается идея материи- субстанции с такими свойствами как протяженность, телесность, непроницаемость, масса и механическое движение.
В конце 19 начале 20 века назревает кризис традиционного понимания материи. Атом не является более неделимой, мельчайшей частицей материи. Был открыт электрон и другие частицы, обнаружен радиоактивный распад атомов. Фарадей, Максвелл ввели в физику понятие "поле", которое отличалось от вещественной материи. Физики объявили: "Материя исчезла" и повернулись к идеализму, т.к. прежний материализм исповедывал механически- вещественное понимание материи.
Кризис в естествознании и философии нашел свое разрешение в диалектическом материализме. Необходимо было уточнить понятие материи. Этим занялся В.И.Ульянов после поражения первой русской революции. В 1908 г. он пишет работу "Материализм и эмпириокритицизм", в которой он критикует второй позитивизм (Маха и Авенариуса) и обосновывает диалектическое понимание материи: "Материя- это философская категория, данная для обозначения объективной реальности, которая фотографируется, копируется, отражается нашими органами чувств, существуя независимо от них".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.