Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 30

Исторический и логический метод - исторический метод предполагает описание фактической истории развития объектов во всем ее многообразии. Логический метод - это очищенная, освобожденная от случайностей и несущественных деталей мысленная реконструкция истории объекта, раскрывающая объективную логику истории.

Специфика их проявления в медицине.

ВОПРОС 56. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ.

Общелогические методы исследования - такие методы, которые присущи человеческому познанию в целом и используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне познания.

Это анализ, синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование.

Анализ - это расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего изучения.

Синтез - особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда несущественных (для исследователя) свойств предмета и одновременное выделение интересующих нас свойств и отношений. В результате получаются абстракции (понятия, категории).

Обобщение - такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция - переход от частного к общему (такой метод мышления, в котором общий вывод строится на основе частных посылок).

Дедукция - переход от общего к частному. Это такой метод мышления. Когда на основе общего знания делают вывод частного характера.

Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование - изучение объекта (оригинала) на основе создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

Специфика их проявления в медицине.

ВОПРОС 57. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ. Пользуясь различными методами исследования, ученый осуществляет познание в различных формах.

Форма научного познания - это способ организации, построения научного знания. Существуют следующие формы: научный факт, идея. Гипотеза, проблема, теория, закон.

Научный факт - это явление материального или духовного мира, вовлеченное в познавательную деятельность.

Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт - это фрагмент бытия, попавший в фокус мысли субъекта.

Но одни факты не составляют науку, это только ее материал. Они включаются в ткань науки, подвергаются объяснению, отбору, уточнению. Часто это гипотетическое объяснение.

Гипотеза - предположение, исходящее из фактов. Гипотезы обосновывают, либо отвергают. Обоснованное, подтвержденная фактами, эмпирически проверенное знание - это теория.

Теория (в узком смысле) - высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на определенную область реальности.

-  это развивающаяся система объективно верных, проверенных практикой научных знаний.

Сердцевина теории - это входящие в нее законы.

Закон - это устойчивая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Идеал - это синтез имеющегося знания, остов, фундамент будущей теории, выход за пределы наличного знания. Проблемы - это вопрос, который отражает противоречие, связанное с невозможностью объяснить новые факты в пределах существующей теории.

Материалистические основания науки - это те основания, которые обнаруживаются вне науки. Их изучает современное направление философского знания - "философия науки".  Философия науки (Поппер, Кун, Лакатос и др.) говорят о социокультурной детерминации науки, о динамике научного знания, о взаимодействии и функционировании различных отраслей науки.

ВОПРОС 58. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОЙ, НЕКАЛССИЧЕСКОЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ. ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Наука как социальный институт зародилась в 17 веке. И пошла в своем развитии три этапа:

1)  этап классической науки - с 17 до конца 19 веков.

2)  Этап неклассической науки - конец 19 века до середины 20 века.

3)  Этап постклассической науки - со второй половины 20 века