Вл. Соловьев создал стройную идеалистическую систему "Философию Всеединства", единства науки и религии, бога и человека, светской и божественной власти, единства всех христианских конфессий. Он оказал серьезное влияние на религиозно- идеалистическую философию. Возникло направление "новое религиозное сознание"- это идеи Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. Они стремились создать неохристианство, занимались богостроительством и критиковали марксизм.
Философские идеи развивались также и литераторами. В творчестве Толстого и Достоевского обнаруживается религиозно- нравственная проблематика. Толстой разработал этику ненасилия (принцип непротивления злу насилием). Достоевский отрицал революционные методы общественной борьбы, утверждал, что русский народ должен объединиться на основе христианского братства.
В конце XIX- начале XX века появилось направление- "русский космизм", представители естественно- научного космизма- Циолковский, Вернадский (идея ноосферы- сферы мыслящего разума- высшей точки развития человечества и космоса) и религиозный космизм- Федоров.
Вопрос № 23. Особенности философской мысли Беларуси.
Философская мысль на Беларуси зародилась в 14 веке. Но ее духовные истоки находятся в идеях Ефросинии Полоцкой, Туровского, Смолятича. Всплеск духовного развития приходится на эпоху Возрождения (14- 16 вв.). В этот период белорусский читатель знакомится с произведениями Боккаччо, Ротердамского и других писателей гуманистов, издаются переводы античных авторов. Проникают в Беларусь идеи Коперника. Первый крупный представитель общественной мысли Беларуси- Ф. Скорина (15 в.). Он стремится утвердить права человеческого разума, эмансипироваться от церковных традиций. Он желает проникнуть в сущность самого человека, для этого занимается медициной и ботаникой. Продолжатель его традиций Сымон Будный (16 в.). Его деятельность развернулась в период борьбы шляхты против привилегий церковных учреждений. Борьба была под лозунгом Реформации. В работе "О светской власти" Будный с помощью ссылок на Библию доказывал разумность общества, основанного на частной собственности, требовал смягчения феодального гнета. Он отрицал ряд догматов христианства- догмат о бессмертии души.
17- 18 вв. был периодом усиления идейной борьбы философии с религией. Это эпоха позднего Возрождения и просвещения. Представители- С. Полоцкий, Лыщинский, Нарбут и др. В это время выделяются четыре философские направления:
1) схоластический аристотелизм эпохи контрреформации.
2) ренессансно- гуманистическое направление.
3) материалистически- атеистическое направление.
4) эклектика (синтез аристотелевских идей и новых принципов естествознания 17 в.).
Вопрос № 24. Позитивизм в философии и науке. Постпозитивистские модели динамики научного знания.
Позитивизм- философия позитивного (положительного) знания.
Позитивным знанием считается научное знание, поэтому позитивизм- это одна из разновидностей философии науки.
Позитивизм возник в 30-40- е года19 века. Это первая форма позитивизма. Его родоначальник французский философ Огюст Конт. Развивали его идеи английские философы Милль и Спенсер.
Конт утверждал, что "наука сама себе философия". Он выделил три стадии развития человечества: теологическую, где господствует религия; метафизическую, где правит умозрительная философия; позитивную, где господствует наука (это идеал общества). Философия должна быть собранием научных фактов.
Вторая форма позитивизма: эмпириокритицизм (философия критического опыта)- автор Р. Авенариус- швейцарский психолог и махизм- автор Э. Мах- австрийский физик. Возникли эти идеи на рубеже 19- 20 веков. Роль философии сводится к теории познания (к гносеологии).
"Критика опыта" это очищение" опыта от всех положений, которые носят сверхопытный характер.
"Ощущения" вот единственно доступная человеку реальность (они элементы мира).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.