Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 5

Основной принцип греческой философии - космоцентризм (космос - это порядок мироздания, а человек - это микрокосм - часть макрокосмоса).

Древнегреческая философия первоначально развивалась в колониях - гг. Милет, Эфес, Элея и др.

Представителями милетской школы называют "физиками", так как они ставят уже не мифологические проблемы (кто родил все), а философские (из чего все возникло). Они решают проблему первоначала мира (Архе). По Фалесу это вода, по Анаксимену - воздух, по Анаксимандру - апейрон (безграничное). Гераклит из Эфеса считает основой огонь. Его идеи являются стихийно-диалектическими ("все течет, все изменяется"). "Смерть одного есть жизнь другого и наоборот". Мир - это единство, борьба и взаимоперетекание противоположностей.

Пифагор развивал религиозно-философское учение о числе как основе мира, как устойчивом и бесконечном субстрате (основа) вселенной. В числах выражается гармония мира ("где нет числа и меры, там хаос и химеры").

В 6 - начале 5 веке до н. э. на юге Италии в Элее сформировалась элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Паремнид утверждал, что одно и тоже мысль и то, о чем эта мысль существует. Бытие - есть, так как оно мыслится, а небытие нет - так как его нельзя помыслить. Таким образом, основа мира - это вечное, духовное, покоящееся начало. Движение - это только видимость. Эти идеи с помощью апорий (неразрешимые противоречия) обосновал Зенон. Он утверждал, что Ахиллес не догонит черепаху; летающая стрела покоится - а движение, которое мы наблюдаем - только иллюзия ("Ахиллес и черепаха", "летящая стрела", "Стадион").

В 5 - 4 веках до н. э. получает развитие материалистический атомизм Демокрита. Он вслед за Левпиппом обосновал идею об атомах - как мельчайших неделимых частицах. По его мнению душа также состоит из атомов (только легких, сферической формы) и после смерти тела распадается. Движение атомов он объяснял внешней необходимостью.

А в 5 веке до н. э. в Греции начинается разложение натурфилософских идей. Возникает их критика со стороны софистов (платных мудрецов), которые в Афинах исповедовали свои идеи, ориентированные на человека; обучали юношей искусству риторики, логики, философии и т.п.

ВОПРОС 10. СОФИСТЫ: ПРОБЛЕМА МЕТОДА И НРАВСТВЕННОЙ СУТИ ФИЛОСОФИИ

Софисты - древнегреческие просветители (учителя мудрости). Они учили в Афинах в 5 веке до н. э. Это Протагор ("Человек мера всех вещей"), Продик, Горгий.  Они были критиками натурфилософских идей и оснований старой цивилизации. Нормы, обычаи - традиционны, они приняты на веру, а это некритическое мнение. Все должно быть обосновано, доказано сознанием. Человек должен стать судьей над всем.

Они просветители, так как популяризировали знание, распространяли его среди многочисленных учеников. Они обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику, выработали нормы литературного греческого языка. Они обосновали точку зрения субъективного идеализма - "всякое человеческое знание субъективно и относительно; объективное знание [т.е. то как мир существует сам по себе] недостижимо. Все, что мы знаем о предметах, мы получаем через органы чувств, а чувства субъективны ("То, что здоровому кажется сладким, то больному - горьким").

Релятивизм в теории познания дополняется нравственным релятивизмом: критерий добра и зла - в самом человеке или в человеческом сообществе.