Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 11

На второй вопрос отвечает этика (наука о нравственности). Человек также как и мир двойственен, как явление он принадлежит миру необходимости и несвободен. Как вещь в себе- он свободен- это сфера культуры. В этом мире человек действует, подчиняясь требованиям категоричного императива (Поступай так, чтобы максима твоего поведения была законом жизни для других людей). Человек должен быть целью для другого человека, но никогда средством.

Эти идеи гуманизма востребованы современной культурой (этика ненасилия).

Он призывал отказаться от насилия в отношениях между государствами и народами.

Вопрос № 19. Философская концепция Гегеля.

Философия Гегеля- это вершина немецкой классической мысли. Его система называется абсолютным идеализмом (или объективным идеализмом). Он критиковал удвоение мира в Кантовской философии. Создал монистический идеализм (т.е. в его системе речь идет о едином начале мира, которое имеет духовную природу). Это абсолютная идея (или понятие, мировой разум), которая существует сначала в свернутом состоянии, но затем развивается, познает себя, проходя три основные ступени:

1) ступень логики (чистое мышление);

2) ступень природы;

3) ступень духа (культуры).

На последней ступени дух представлен как субъективный, объективный и абсолютный (в трех формах). Субъективный дух- это человеческое восприятие мира на уровне чувств, рассудка и разума. Объективный дух- это развитие человеческого общества: семья, общество, государство. Абсолютный дух- это возникновение и развитие форм духовной культуры: искусство, религия, наука, философия. Философия- это высшая форма самопознания абсолютного духа.

Таким образом, "идея" у Гегеля развивается, т.е. он использует в своей системе метод диалектики. Диалектика, по Гегелю, - это учение о саморазвитии абсолютной идеи. В философии Гегеля существует, по мнению критиков, противоречие между методом и системой, т.к. система его замкнута (дух достигает своего наивысшего развития), а диалектический метод предполагает бесконечное развитие. После смерти Гегеля, его школа разделилась на два лагеря: младогегельянцы и старогегельянцы. Первые развивали диалектическую, революционную сторону гегелевского метода. Вторые- его консервативную систему.

Вопрос № 20. Антропологический материализм Людвига Фейербаха. XIX век.

Л. Фейербах- немецкий материалист, который критиковал идеализм Гегеля и религиозное понимание мира. Он отстаивал материалистический взгляд на природу и человека. Но его материализм оставался ограниченным, был метафизическим (он недооценивал идею развития).

Материализм Фейербаха называется антропологическим (учение о человеке- антропология), т.к. он понимал человека как высший продукт природы. Природа- это основа духа, поэтому она должна стать основой новой философии. Необходимо раскрыть земную сущность человека, т.к. его чувства, разум, психика зависят от его телесной организации, но не сводятся к физиологическим процессам. Но человек, по Фейербаху, был созерцательным индивидом. Марксисты позже за это его критиковали, утверждая, что человек- историческое деятельное существо, он есть совокупность общественных отношений.

Фейербах критиковал агностицизм, утверждал, что мышление человека верно отражает действительность, которая находится вне человека. Он был сенсуалистом, т.е. считал, что важнейшим источником наших знаний о мире являются чувства.

Фейербах вскрыл связь идеализма и религии, их общая причина в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Он анализировал происхождение и сущность религии, говорил, что она является результатом отчуждения от человека его сущностных сил. Человек не должен поклоняться богу, он должен поклоняться и любить другого человека. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха в том, что носил пассивно- созерцательный характер, не учитывал общественно- исторической практики.

Вопрос № 21. Основные черты, проблемы и истоки философии марксизма.