Другой дискутируемой ныне темой является проблема эвтаназии (доброй смерти). Имеет ли право врач на то, чтобы лишить жизни безнадежно, тяжело больного человека, если тот сознательно принял решение уйти из жизни? Так "помочь" больному, значит нарушить клятву Гиппократа, не помочь - значит длить страдания этого человека. Например, в Голландии введено разрешение на эвтаназию, при выполнении ряда серьезных условий. Едва ли это возможно в нашей стране.
Существует такая медицинская наука как деонтология. Ее главный принцип: человек и его жизнь - это высшая ценность.
ВОПРОС 60. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА.
Понятие "культура" - многогранно. Сегодня насчитывается более 1 тыс. определений культуры. Возникают деятельностные, ценностные, символические определения этого феномена.
Культурой называют плоды человеческой деятельности (материальной и духовной), а также саму человеческую деятельность (культура - это способ существования человека и человечества).
Часто в узком смысле культуру отождествляют с духовностью (развитием чувств, разума).
В 20 веке в рамках философии культуры возникает проблема взаимоотношения культуры и цивилизации.
1). Цивилизация воспринимается как материальная, технологическая культура, как высокая ступень в овладении силами природы.
Но означает ли материальное изобилие, расцвет техники также и расцвет духовной культуры? Техника и наука могут в разных обществах использоваться как во благо, так и на зло человека.
Поэтому различают цивилизацию - как преобразованный человеком мир материальных объектов, и культуру - как внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его нравственности.
2). В западной культурологии начала 20 века встречается резко негативная оценка цивилизации - как "смерти культуры" у Освальда Шпенглера в "Закате Европы".
3). В конце 20 века возникают противоположные идеи по поводу жизнеспособности западной цивилизации: технологический оптимизм и технологический пессимизм.
К. Леви-Стросс - французский антрополог 20 века, - утверждал, что человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а ухудшается. Мы достигли цивилизации, но превратили человека в машину.
В кризисе культуры винят технику, науку, и даже христианство и искусство, которое сделали человека пленником символических структур, фикций (у Ф. Ницше есть идея фикционизма культуры).
В марксистской философии процесс развития культуры означает ее материальный и духовный прогресс. Это оптимистическая концепция.
Беларусь: проблема цивилизационного выбора.
Многие мыслители конца 19 начала 20 веков говорили об особом пути славянской цивилизации Шпенглер говорил о нарождающейся русско-сибирской культуре. Гумилев, Рерихи связывали подъем культуры со славянскими народами. Может быть это миф? Но в конце 20 века ученые настойчиво ищут способы преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей германизации мира и человека, разрешения конфликтов не военным, а мирным путем.
Решение этих проблем возможно на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, диалога культур Запада и Востока.
Беларусь, Россия - государства, которые могут объединить Запад и Восток, к этому их обязывает не столько географическое положение, сколько богатое культурное наследие.
ВОПРОС 61. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Для характеристики человека как индивидуального и социального существа используются понятия "индивид" и "личность".
Термин "индивид" употребляется, во-первых, для обозначения отдельно взятого представителя человеческого рода.
В социальной философии - это единичный представитель социального целого. Индивид - это продукт социальных отношений.
Но человек не сводится только к своему социально-групповому положению, он ответственен за свой образ, за других людей - это фиксируется в понятии индивидуальность и личность. Индивидуальность - непохожесть, оригинальность, самобытность человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.