Здесь отражены три принципа:
1) признание первичности материи по отношению к сознанию;
2) признание принципиальной познаваемости материального мира;
3) это диалектическое понимание материи, которое отличается от метафизического.
В этом определении ничего не говорится о конкретных свойствах и видах материи, т.к. материальный мир многообразен и неисчерпаем. Материя здесь противопоставляется сознанию.
Вопрос № 33. Движение и покой как способы бытия материи. Проблема классификации основных форм движения в современной философии и науке.
В мире существует постоянное движение, взаимодействие. Движение- это изменение вообще. Это сущностный атрибут материи, способ ее существования. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. Но покой- это не только неподвижность предмета, это характеристика движения в его устойчивой форме, это границы в котором предмет остается самим собой.
Опираясь на развитие науки и философское понимание движения как способа существования материи, диалектический материализм дает классификацию форм движения материи:
1) механическая;
2) физическая;
3) химическая;
4) биологическая;
5) социальная.
Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, на каждом уровне- свой носитель.
В современной науке выделяют: 1) субмикроэлементарный уровень (поле); 2) микроэлементарный уровень (элементарные частицы); 3) ядерный уровень (ядра); 4) молекулярный уровень (молекулы); 5) космический уровень (звезды, планеты); 6) органический уровень (жизнь- растения, животные);
7) общественный уровень (человек, общество).
Вопрос № 34. Пространственно- временная структура мира. Субстанциональная и реляционная концепции.
Все материальные объекты движутся в пространстве и во времени. Пространство и время- это формы бытия материи.
Пространство- это такая форма бытия материи, которая характеризуется протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.
Время- это форма бытия материи, которая характеризуется длительностью и последовательностью смены состояний объектов.
В естествознании существовали две противоположные концепции пространства- времени: согласно первой, которая сложилась в классической механике Ньютона, существуют независимые от материи абсолютные пространство и время (чистая протяженность и чистая длительность). Если бы материя внезапно исчезла, то пространство- время все равно бы существовали.
Реляционная концепция противоречит этой идее. Она была порождена теорией относительности Эйнштейна. Пространство и время здесь не особые сущности независимые от материи, а формы бытия материи. Т.е. если бы материя исчезла, то исчезли бы и пространство и время.
Специфические свойства пространства: трехмерность, симметрия и асимметрия, формы, размеры, расстояние между телами.
Специфические свойства времени: одномерность, асимметричность, необратимость, скорость изменения состояний.
Вопрос № 35. Понятие диалектики в истории философии. Основные принципы диалектики как учения о всеобщей связи и развитии.
Теория диалектики- есть наука о наиболее общих законах развития всей действительности. Эта теория- есть методологическая основа гуманитарных, технических и естественных наук, результат обобщения научного знания человечества. Различают объективную и субъективную диалектику.
Объективная диалектика- это диалектика внешнего мира- живой и неживой природы, общества.
Субъективная диалектика- диалектика мыслительной деятельности человека. Объективная и субъективная диалектика в целом совпадают, хотя и не абсолютно, ведь наше мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира. В истории философии существовали следующие формы диалектики:
1) Диалектика античности (диалектика- как искусство вести беседу, в споре достигать истины);
2) Диалектика средних веков (особенно развивалась в русле поздней Патристики- Августин Блаженный и схоластики Абеляра);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.