В мифах рассказывается об этапах человеческой истории, которая, как правило, циклична, т.е. возвращается к исходному состоянию. Так, греческий мыслитель Гесиод (8 век до н.э.) в поэме "Труды и дни" выделяет следующие этапы развития общества - золотой век, медный, железный, и говорит, что хотел бы родиться или раньше железного века или позже его. Это указывает на цикличное представление о развитии общества. Мифологическое сознание объясняло также возникновение культурных благ, ремесел, земледелия, освоение огня, установление на земле социальных институтов, обычаев, обрядов.
В мифе соединялись практическая, познавательная и ценностная форма обладания миром.
В середине 1 тысячелетия до н.э. возникают первые попытки критики мифологического сознания, возникает рациональное, философское осмысление мира.
В русле философии возникают следующие теоретические модели анализа общества: натурализм, утопизм, идеализм, материализм.
Натурализм- это рассмотрение общества по аналогии с природой, как естественного продолжения ее закономерностей. Общество может определяться силовыми взаимодействиями (классический механизм - Т. Гоббс, П. Гольбах); особенностями геосферы ("географизм" - Монтескье, Мечников); ритмами солнечной активности (А.Чижевский, Л. Гумилев) и т.д.
Утопизм- это критика существующего строя и создание теории об идеальном общественном устройстве. Примерами утопий может быть названа работа Платона "Государство", взгляды утопистов-социалистов 16-17 в.в. - Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье; идеи социалистов-утопистов 19 века - Сен-Симона, Фурье, Оуэна.
Положительным в их идеях является критика противоречий капитализма. Но их идеи о совершенном строе были утопичны - т.е. не могли быть воплощены в жизнь, так как все недостатки общества они объясняли невежеством. Они считали, что достаточно объяснить критику зла, как оно исчезнет.
Сегодня, в 20-м веке, утопической теорией часто называют марксизм-ленинизм.
Идеализм - теоретическая модель общества, в которой главным объяснительным принципом является идея, дух а) либо существующий до всякого мира и порождающий природу, общество и человека ("абсолютная идея" - Гегель. Это объективный идеализм - 19 век). б) либо это идеи конкретных людей, влияющие на ход истории. Вплоть до середины 19 века во взглядах на общество господствовало идеалистическое понимание истории. "Мнения людей правят миром" (его придерживались даже французские материалисты 18 века).
Материализм - теоретическая модель общества, в которой главным объяснительным принципом является материя (а именно "социальная материя" - в марксизме). Лишь Маркс и Энгельс выработали в середине 19 века "материалистическое понимание истории", т.е. идея о том, что общественное бытие (условия человеческой жизни) определяет общественное сознание (взгляды людей, их ценности). Базис (совокупность производственных отношений) определяет настройку (формы общественного сознания и соответствующие им институты и деятельность).
Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения человека к миру. Это специфический способ существования социального.
Содержание деятельности - целесообразные изменения и преобразования окружающего мира.
Деятельность - это связующий элемент в системе "человек - природа". Существуют разнообразные виды деятельности: практическая, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная; также выделяют продуктивную и репродуктивную деятельность.
Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных своим надбиологическим, открытым, активным, целеполагающим характером.
Практическая деятельность - это активное, целенаправленное преобразование материальной деятельности. Существует 3-и формы такого преобразования: труд (преобразование природы - людьми), воспитание (преобразование людей людьми) и социальная практика (т.е. преобразование общества).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.