Психология как самостоятельная наука. Положение о единстве сознания и деятельности. Эмпирические методы психологии, страница 7

з) Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к разным жизненным ситуациям. Соответствует ли это научное определение вашему личному представлению об интеллекте? 

10. Темы для самостоятельной исследовательской работы:

Формирование характера.                                                                                         

Типы темперамента, их психологическая характеристика.

Развитие способностей у человека.

Становление волевых качеств личности.

Межполовые различия в способностях.

Модуль 7 (М-7) Межличностные отношения и общение

1.  Выберите правильный ответ.

Сторона общения, означающая процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания, - это: а) интерактивная;                     в) коммуникативная; б) перцептивная;                      г) регулятивная.

2.  Выберите правильный ответ.

Социальные роли связаны со следующими факторами: а) социальным положением человека; б) поведением, которого ждут от человека члены группы; в) статусом человека в группе; г) все ответы верны.

3.  Выберите все правильные ответы.

Механизмами социальной перцепции являются: а) эмпатия;                                     д) аттракция;

        б) проекция;                                    е) каузальная атрибуция;

        в) идентификация;                         ж) рационализация. г) социальная рефлексия;

4.  Установите соответствие между средствами невербального общения и их характеристиками:

Средства невербального                        общения

                   Характеристика

1) Экстралингвистика    

а) Понятие, используемое для обозначения  различных движений человека: жесты, мимика, позы, взгляд, походка, а также экспрессия лица и фигуры

человека

2) Просодика                        

б)     Общее        название ритмикоинтонационнальных сторон речи

3) Кинесика                          

в) Включение в речь пауз, плача, смеха,                            вздоха, кашля

4) Такесика                           

г)             Физический             контакт

(прикосновение, поглаживания, поцелуи) и расположение тела в пространстве

5.  Установите последовательность развития межличностных отношений: а) приятельство;                          в) дружба; б) товарищество;                        г) знакомство.

6.  Дополните:

а) Устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы, называется … . б) Универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, обеспечивающий прогнозирование поведения партнера по общению, называется … . в) Структура общения (по Г.М. Андреевой): …, … и … . г) Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется … . д) Взаимную привязанность или симпатию, которые характерны для устойчивых межличностных отношений, называют … .

7.  Дайте ответы на следующие вопросы: а) Охарактеризуйте основные виды межличностных отношений. б) Назовите основные функции общения. в) Что такое роль? Назовите виды ролей. г) Что такое общение? Какова структура общения? д) Какие механизмы социальной перцепции вы знаете?  

Охарактеризуйте их.

8.  Прокомментируйте представленные ниже высказывания известных мыслителей:

а)  Единственный путь найти друга – быть им. б) И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения                  счетов. (Б. Шоу). в) Где нет полной откровенности, полной доверенности … там нет       и не может быть дружбы. (В. Белинский). г) Любить человека – это  значит давать ему достаточно свободы       для личностного роста. (Дж.Рейнуотер). д) Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих       комнат. (Г. Торо). е) В общении  следует  держаться  так,  чтобы  друзей  не  сделать       врагами, а врагов друзьями. (Пифагор).