1. Предмет и содержание курса. Задачи курса в новых условиях хозяйствования (рыночной экономике)
Экономика железнодорожного транспорта является частью «экономики транспорта», которая подразделяется на ряд отраслевых экономик:
- железнодорожного;
- автомобильного;
- водного (речного и морского);
- трубопроводного и др.
Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт общего пользования, т.е. магистральный транспорт (кроме внутрипроизводственного).
Предметом курса является изучение:
- взаимоотношений (производственных и экономических) между коллективами работников железнодорожного транспорта и промышленных предприятий и сельского хозяйства, а также населением страны (пассажирами);
- то же между трудовыми коллективами различных видов транспорта;
- то же между трудовыми коллективами предприятий самого железнодорожного транспорта (ДС, ПЧ, ТЧ, ВЧД, ШЧ, ЭЧ, НГЧ, МЧ и др.).
Экономика железнодорожного транспорта содержит в себе:
- роль транспорта в развитии страны (общества);
- вопросы управления и планирования на железнодорожном транспорте;
- эффективность использования средств производства;
- организацию труда и зарплаты;
- хозяйственный расчет и анализ хозяйственной деятельности.
Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства. При этом экономика ориентируется на человека как главную производительную специальность, на его интересы и управление ими.
На железнодорожном транспорте в специфических условиях действуют экономические законы, изучаемые в курсе общей экономики, что связывает ее с отраслевой экономикой.
Экономические законы действует при всех способах производствах, в частности общий закон экономии времени и закон соответствия характера производственных отношений развитию производительных сил. Особое место занимают экономические законы, возникающие на определенных этапах развития экономики, законы товарного производства, а также специфические законы (закон распределения по труду закон прибавочной стоимости, закон планомерного развития и т.д.).
Для экономики транспорта большое значение имеют такие объективные экономические законы, как:
- закон стоимости – основной закон товарного производства и рынка, регулирующий связи между т/производствами и потребителями, между видами транспорта, между предприятиями и клиентурой;
- закон спроса и предложений;
- закон, повышающий ПТ – внедрение новых форм организации труда, НТП, оплаты труда и стимулирования;
- закон пропорционального развития экономики – согласовать, сбалансировать;
- закон накопления – использование части прибавочной прибыли для непрерывного расширения, обновления, улучшение качества …
- закон денежного обращения – на транспорте – ускорение кругооборота средств.
Таким образом, в курсе «Экономика транспорта» изучаются конкретные проявления объективных экономических законов, а также закономерности развития и функционирования железнодорожного транспорта как сферы материального производства.
Экономика транспорта отвечает на вопрос: «Что надо делать в теории и на практике, чтобы удовлетворить потребности хозяйства страны и населения в перевозках с наименьшими издержками?»
2.Транспорт как отрасль материального производства и ее особенности.
Транспорт общего пользования является связующим звеном между производством и потреблением. Перемещая продукцию из мест производства в места потребления, он продолжает процесс производства в сфере обращения и само- перемещение (перевозки) является транспортной продукцией, которую он и реализует.
Следовательно, продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров (при условии их завершения) и измеряется она количеством перевезенных тонн грузов и количеством перевезенных пассажиров. Эта продукция имеет и качественные характеристики:
- своевременность и скорость доставки;
- сохранность и безопасность;
- комфорт пассажиров и т.д.
Грузовые перевозки характеризуются грузооборотом и измеряются в mкм (åPl), а пассажирские – пассажирооборотом и измеряются в пасс-км (åАl).
Различают грузооборот нетто и брутто, при этом грузооборот нетто имеет две разновидности: тарифный и эксплуатационный.
Общая работа транспорта измеряется в приведенных mкм
åPlпр = åPlтар.,экспл. + åАl.
Следует различать продукцию транспорта и его работу.
Продукция – это доставка 1 т. груза, а работа – это грузооборот в mкм.
Т.о. продукция (1 т.) – это результат транспортного производства, а работа – это его затраты.
150 км
Pl1 = 150 mкм
1 m
А Б Pl2 = 200 mкм
200 км
Следовательно, чтобы увеличить прибыль (конечный результат рыночной экономики), необходимо сократить работу на единицу продукции:
Продукция транспорта невещественна, и ее нельзя создавать в запас (накапливать). Это подтверждается и кругооборотом капитала:
- для промышленности:
Сп
Д ®Т …П…Т¢®Д¢
Рс
- для транспорта:
Сп
Д ®Т …П…Т¢®Д¢.
Рс
Следовательно, транспорт вместо запасов продукции (mкм и пасс-км) должен иметь запасы (резервы) провозной и пропускной способностей.
Поскольку транспортная продукция невещественна, то на ее производство не требуется сырья, поэтому в расходах (Э) и в с/с (С) железнодорожного транспорта отсутствуют затраты на сырье. Вместе с тем, довольно велик, удельный вес зарплаты амортизационных отчислений, топлива и электроэнергии – более 70%
3. Транспортная система и технико-экономическая характеристика различных видов транспорта
Транспортная система включает в себя различные виды транспорта, которые в рыночной экономике должны функционировать и выживать сами по себе.
Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте РФ характеризуется данными (%):
Pl |
Al |
||
1. |
Железнодорожный транспорт (МПС) |
||
2. |
Водный – морской Речной |
||
3. |
Автомобильный |
||
4. |
Трубопроводный |
||
5. |
Воздушный |
||
Итого: |
Для каждого вида транспорта характерны:
1. Технико-экономические показатели: пропускная и провозная способности линий, скорость доставки, регулярность движения и перевозок, безопасность и т.д.
2. Натуральные показатели: трудоемкость транспортной продукции, удельная потребность в топливе и электроэнергии, металле и других материалах, т.е. материалоемкость и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.