Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 9

- квалификацию;

- культурно-технический уровень работника;

- инициатива;

- рационализация и изобретательство;

- применение передовых методов труда.

      Рост объема перевозок приводит к повышению Пт, т.к. независящая часть контингента остается неизменной или изменяется незначительно.

      Трудоемкость пассажирских перевозок в 2,5-3,0 раза выше, чем грузовых и при увеличении удельного веса пассажирских, например, Пт снижается, а при уменьшении их в общем объеме перевозок – повышается.

35. Основные пути повышения Пт на железнодорожном транспорте

36. Техническое нормирование труда. Нормы времени, выработки и численности. Методы технического нормирования труда.

Основной задачей технического нормирования труда является разработка и внедрение прогрессивных, технически обоснованных норм затрат труда.

            Различают:

  1. Нормы времени – это время необходимое для выполнения единицы работы одним или группой рабочих определенной квалификации;
  2. Нормы выработки – это количество продукции, вырабатываемое одним или группой рабочих в единицу времени (час, смену и т.д.);
  3. Нормы расхода рабочей силы – это количество рабочих определенной квалификации, необходимое для выполнения заданной работы в установленное время.

Нормы могут быть технически обоснованными, т.е. установленные на основе поэтапного анализа, и опытно-статистические, т.е. установленные на основе данных в прошлом или по аналогии и считаются как временными.

Техническое нормирование труда осуществляется  двумя методами:

  1. Аналитически-исследовательским, когда проектирование норм затрат времени по каждому элементу операции осуществляется на основе данных наблюдений с помощью хронометража или фотографии рабочего дня, процесса;
  2. Аналитически-расчетным, когда нормы устанавливают на операцию по нормативам затрат труда ранее установленным на основе принятых режимов работы оборудования, машин и механизмов.

Этот метод является универсальным и достаточно простым.

Норма времени на рабочую операцию складывается из следующих частей (категорий):

Т = Тпз + Топ + Тоб + Тпр 

37. Техническое нормирование труда. Рабочее время и его классификация.

Применяют следующую классификацию рабочего времени:

С помощью хронометра исследуется оперативное время  (ОП=Осн.+Всп.).

Фотография рабочего дня исследует (изучает) все группы и категории затрат рабочего времени , выявляя потери его.

38.  Заработная плата и ее сущность. Организация  оплаты труды в новых условиях.

Заработная плата- это доля общего продукта , выплачиваемая рабочим в денежной форме в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

Различают : нормированную рабочую плату –это сумма денег получаемых из кассы работником  и  реальную заработную плату-это количество благ и денег, которые может приобрести работник при данной нормированной заработной плате (бесплатное образование, здравоохранение,     пособия, бесплатное или компенсированное жилище ,льготы, и т.д.)

Заработная плата должна находится в определенное соответствии с Пт, а именно, темпы роста Пт всегда должны опережать  темпы роста зарплаты.

Размеры минимальной зарплаты устанавливает государство с учетом имеющихся реальных  возможностей и они обязательны для всех структур рыночной экономики.

39. Тарифная система оплаты труда на железнодорожном транспорте.

         Оплата труда на железнодорожном транспорте регулируется тарифной системой, включающей в себя:

1. тарифно-квалификационные справочники (ТКС).

2.Тарифные сетки.

3.Районные коэффициенты к заработной плате.

         На железнодорожном транспорте действует 6-ти разрядная тарифная сетка, включающая в себя 3 группы рабочих,  занятых на эксплуатационной работе,  ремонте, наладке и обслуживании подвижного состава, пути, исскуственных сооружений и других технических средств, с нормальными условиями труда с выделением сдельщиков и повременщиков, а также тарифные ставки.

         Применяются r единый для тарификации работ и присвоения разрядов различных отраслей государства и ТКС для железнодорожного транспорта. Большая часть рабочих и работ тарифицируются по второму ТКС.

         Тарифная ставка – это размер оплаты труда за единицу рабочего времени (час, смену, месяц).

         Труд руководителей, специалистов, служащих и отдельных профессиональных рабочих оплачивается по должностным окладам, которые зависят от группы и класса предприятия.

         На железнодорожном транспорте (всем структурам) разрешено правительством устанавливать свои тарифные ставки и оклады, но не ниже разработанные ранее и установленных государством.

         Тарифные сетки для локомотивных бригад

40. Формы и системы оплаты труда на железнодорожном транспорте.

         Существует две формы оплаты труда – сдельная и повременная.

         При сдельной оплате труда учитывается количество выполненной работы по установленным расценкам (ставкам).

         При повременной оплате труда учитывается приработанное время по установленным расценкам (ставкам).

         В практике нашли широкое применение системы оплаты труда:

- сдельно-премиальная;

- повременно-премиальная.

         Применение той или иной формы или системы оплаты труда решается администрацией.

         Следует иметь в виду, что при сдельно-премиальной системе стимулирует качество продукции (работ или услуг), а при повременно-премиальной и качество, и количество.

         На железнодорожном транспорте около 70% рабочих и служащих и ИТР находятся на повременно-премиальной системе оплаты труда.

         Разновидностью сдельно-премиальной системы является аккордно-премиальная система.

41. Оплата труда работников вагонных депо и ПТО.

         Труд работников ВЧД и ПТО оплачивается как по сдельно-премиальной, так и по повременно-премиальной системе.

         Сдельно-премиальная система применяется на тех работах, где затраты труда можно нормировать и есть возможность учитывать количество и качество выполненной работы, а работник можно влиять на рост выработки, т.е. на Пт.