Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 13

  • Наличие уставного фонда – источника денежных средств для приобретения ПФ;
  • Наличие прав юридического лица, т.е. право найма и увольнения рабочей силы и быть истцом или ответчиком в арбитраже;
  • Наличие счетов в банках;
  • Наличие самостоятельной отчетности в виде бухгалтерского баланса, с помощью которого необходимо отчитываться перед вышестоящей организацией или государством.

Железная дорога является основным хозрасчетным предприятием железнодорожного транспорта, имеет свой уставной фонд, является юридическим лицом, имеет расчетные и другие счета в банках, пользуется БК и т.д.

      За счет своих доходов железная дорога не только покрывает свои расходы, но и образует прибыль достаточную для внесения налогов, % за БК и образования ФН и ФП, т.е.

 

DП – налоги, % БК, ФН и ФП.

            Экономическая деятельность железной дороги оценивается с помощью всех показателей, которые были рассмотрены в предыдущих и последующих вопросах курса экономики транспорта.

            Вся деятельность железной дороги строится в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (25.12.1990 г.).

64. Финансирование железных дорог, отделений и отраслевых предприятий.

            Для покрытия своих расходов железные дороги финансируются МПС (из выручки от перевозок) авансом в размере утвержденного лимита в счет расчетов за будущие доходы. При окончательном ежемесячном расчете суммы авансов вычитаются.

            Два раза в месяц железные дороги финансируют свои отделения для выплаты заработной платы и других расходов. Для этого они переводят аванс в счет расчетов за перевозки (выполнение работы).

            В эти же сроки отделения финансируют свои отраслевые предприятия для тех же целей.

            При окончательных расчетах железные дороги удерживают из доходов отделений, а отделения из доходов предприятий авансы, выданные им.

65. Финансирование капитального строительства, ремонта и технического обслуживания (ТО) основных фондов.

            Капитальное строительство, приобретение подвижного состава и других ОФ осуществляется за счет самофинансирования из фонда накопления (ФН), а также бюджетных средств.

            Ремонт и техническое обслуживание ОФ осуществляется за счет ремонтного фонда.

            Финансирование капитального строительства, приобретение подвижного состава, оборудования и других ОФ производится в соответствии с планом капитальных вложений, НИР и развития новой техники, являющихся разделами плана железнодорожного транспорта.

            Финансирование всех видов ремонта и ТО ОФ также производится на основе планов капитального и других видов ремонта и ТО, обеспеченных соответствующей технической и сметной документацией.

66. Прибыль и рентабельность на железнодорожном транспорте.

            Превышение доходов над эксплуатационными расходами образует прибыль:

Прибыль предназначена для:

- уплаты налогов в федеральный, региональный и муниципальный бюджеты;

- % за БК (долгосрочный);

- формирование ФН и ФП.

            Критерием оценки эффективности производства является уровень рентабельности.

            Определяют уровень общей и расчетной рентабельности:

  

67. Доходы железных дорог, планирование и распределение.

            Доходы железных дорог формируются за счет перевозочной работы и за счет подсобно-вспомогательной работы.

            Доходы от перевозок образуются главным образом из тарифных плат за перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты и другие услуги, оказываемые грузоотправителям и грузополучателям и пассажирам.

            Доходы железных дорог формируются следующим образом:

  1. По грузовым перевозкам: - выручка от перевозок грузов в МС полностью поступает в распоряжение дороги и является ее доходами; выручка от перевозок грузов в прямом сообщении (ПС) является для железной дороги доходными поступлениями, которые поступают в распоряжение дороги после их распределения в МПС (не позднее 29 числа следующего за отчетным месяца) между дорогами следования грузов.

Распределение доходных поступлений осуществляется в соответствии с измерителями эксплуатационной работы дорог по грузовым перевозкам:

А) На 1 m НК грузовых операций установлены доходные ставки, дифференцированные по 10 группам грузов. Доходы от этих операций, распределяются только между дорогами отправления и назначения грузов;

Б) Остальная часть доходных поступлений (тарифной выручки) распределяется между дорогами пропорционально тарифным mкм и расчетной цене:  (по усмотрению МПС)

Таким образом:

  1. По пассажирским перевозкам: аналогично, только:

А) На начальную операцию (за формирование и отправление одного пассажирского поезда ПС) установлена доходная ставка, дифференцированная по железным дорогам, и передаются эти доходы дороге формирования пассажирских поездов.

Б)  Остальная часть тарифной выручки распределяется между дорогами пропорционально пасс-км и расчетной цене (либо доходной ставке).

В) Доходы от перевозки багажа и грузобагажа определяются по соотношению доходов от пассажирских перевозок и багажа за несколько предшествующих лет с учетом предполагаемых изменений.

Г) Доходы от перевозки почты исчисляют по величине ваг-км пробега почтовых вагонов и установленной доходной ставки за 1 ваг-км (оплачивает Министерство связи РФ)тогда:


69. ФН и ФП, их назначение и источники образования.

ФН – источники образования:

- отчисления от прибыли;

- амортизационные отчисления на реновацию;

- арендная плата;

- выручка от реализации излишнего оборудования;

- часть местных доходов и др.

Железным дорогам предоставлено право централизовать часть ФН подведомственных предприятий, а в МПС создается централизованный ФН.

ФП – источники образования:

- отчисления от прибыли;

- часть местных доходов и др.

МПС, железные дороги (отделения) могут образовывать резерв ФП (не более 10%).

ФН предназначен для развития производства и социальной сферы.

ФП предназначен для развития социальной сферы и стимулирования.