Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 7

- разгружающие;

- рационализирующие транспортные экономические связи:

- создающие новые направления транспортной сети;

- обеспечивающие освоение новых природных ресурсов.

            Все это можно отнести к БАМ.

Для оценки эффективности строительства новой линии необходимо рассчитывать:

1.  Единовременные затраты (К) на:

- строительство новой железнодорожной линии;

- усиление пропускной и провозной способности существующей;

- приобретение подвижного состава;

- развитие производств  в зоне тяготения;

- постоянное устройство и подвоз других видов транспорта;

местный транспорт;

- ОС грузоотправлений на грузы в пути.

2.  Текущие затраты (Э):

- новой железнодорожной линии;

- новых производств;

- других видов транспорта;

- местного транспорта.

            Строительство вторых путей – это элемент технической реконструкции железнодорожной сети.

            При этом осуществляется:

- развитие станций;

- усиление тягового хозяйства и пути;

- внедрение программных систем СЦБ и связи;

- удлинение приемоотправочных путей;

- улучшение плана и профиля пути.

            Широкое распространение получило строительство 2х – путных вставок на однопутных линиях для безостановочного скрещения поездов при ДЦ.

28. Планирование капитальных вложений, ремонта и технического обслуживания ОФ.

            Планирование капитальных вложений (К) осуществляется за счет самофинансирования, источником которого является ФН (фонд накопления).

            Любой вид ремонта необходим для поддержания в надежном техническом состоянии подвижного состава и постоянных устройств в течение всего срока службы (tсл), что должно обеспечить бесперебойное и безопасное движение поездов, сохранность грузов и комфорт пассажиров.

            Различают виды ремонта и технического обслуживания основных средств (ОФ):

- вагонов и контейнеров – капитальный (заводской), годовой (деповской) и ТО разных видов;

- локомотивов – капитальный (заводской) КР-1 и КР-2, текущий ТР-1, ТР-2 и ТР-3; обслуживание ТО-1, ТО-2, ТО-3 и ТО-4;

- пути – капитальный, средний,  подъемочный и текущее содержание.

            Все виды ремонта (ОФ) осуществляются за счет ремонтного фонда (РФ), который устанавливается вышестоящей организацией в % от балансовой стоимости ОФ.

            МПС предоставлено право перераспределять между железными дорогами часть отчислений на ремонт и использовать их по централизованному плану.

29. Оборотные средства железных дорог и показатели их использования.

            Совокупность оборотных средств и фондов обращения составляет оборотные средства предприятия (ОС).

            Оборотные фонды – это запасы сырья, материалов, топлива, МЦ и БЧП и спецодежды в эксплуатации, незавершенное производство и др. (стоимость).

            Фонды обращения – это стоимость годовой продукции, незаконченные расчеты и денежные средства на расчетных счетах и в кассах.

о

Эффективность использования ОС оценивается с помощью показателей:

1.  ;  (коэффициент оборачиваемости),

где Д – выручка от реализации продукции;

      Со – среднегодовая сумма остатка ОС;

2.  ; (продолжительность 1 оборота в днях),

где Т – период в днях (месяц, квартал, год).

30. Планирование и организация материально-технического снабжения на железнодорожном транспорте.

            Непрерывность производственного процесса зависит от обеспечения его средствами производства. Для этих целей на железнодорожном транспорте создана система материально-технического обеспечения (МТО), от которой зависит всецело непрерывность перевозочного процесса, в первую очередь, безопасность.

Структура органов МТО на железнодорожном транспорте следующая:

            Основная задача органов системы МТО МПС состоит в обеспечении всех звеньев необходимыми средствами производства, а именно, материалами и запасными частями, которые необходимы для текущего ремонта и содержания подвижного состава и постоянных средств.

            Линейные предприятия обязаны в определенные сроки представлять в НОДК обоснованную потребность в материальных ресурсах на предстоящую производственную программу работ по соответствующей номенклатуре.

            При этом определяют:

- потребность к расходу                 Пр = V Hp

- потребность к заготовке               Пз = Пр + ПЗ – Ож ,

где V – объем  производственной программы;

       Hp   - норма расхода материалов и запасных частей на единицу;

       ПЗ – переходящий запас;

       Ож  - ожидаемый остаток на 1,01 планируемого периода.

31. Основные принципы и особенности организации труда на железнодорожном транспорте.

Основными принципами организации труда являются эффективное использование рабочей силы в процессе производства, а именно, разделение, кооперация, методы нормирования и стимулирования труда, организация и обслуживание рабочих мест, создание условий труда.

Основными особенностями организации труда являются:

  1. Непрерывность перевозочного процесса транспорта, которая вызывает необходимость организации круглосуточной работы по скользящим графикам.
  2. Территориальная разбросанность предприятий и разобщенность работников.
  3. Значительная часть работников трудится в одиночку и небольшими группами – звенья единого транспортного конвейера.
  4. Большая часть работников ведущих профессий имеет разъездной характер работы – часть работников трудится небольшими группами.
  5. Высокая напряженность труда, риск, связанные с безопасностью движения поездов. В связи с этим основными формами организации на железнодорожном транспорте являются:

- по графикам;

- бригадные;

- единые смены.

  1. Работа большого числа работников ведущих профессий протекает в движущемся подвижном составе (шум, вибрация).
  2. Труд определенных групп работников протекает на местах с повышенным выделением тепла, неприятных запасов, загрязнения воздуха и пр.