Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 2

3.  Стоимостные показатели: эксплуатационные расходы (Э), себестоимость (С), капиталовложения (К), необходимые оборотные средства (ОС) (с учетом грузов, находящихся в процессе перевозок – М), потери, порча, повреждения грузов в процессе перевозок и др.

Железнодорожный транспорт:

1.  Эксплуатационная длина железных дорог РФ, км

2.  Электрифицированные, км

                                        То же в %

3.  Приведенные mкм, млн.

                            В том числе:

-  Грузооборот, млн. mкм

-  Пассажирооборот, млн. пасс-км

4.  Расходы от перевозок, млрд. руб.

           Доходы от перевозок, млрд. руб.

           Прибыль от перевозок, млрд. руб.

Себестоимость за 10 прив. mкм, руб

В том числе грузовых тариф. 10  mкм, руб.

В том числе пассажирских 10 пасс-км, руб.

Рентабельность перевозок, %

4. Задачи железнодорожного транспорта в новых условиях хозяйствования.

            Основными задачами в рыночной экономике являются:

1.  Переход к рыночной экономике. В       железнодорожный транспорт был переведен на рыночную экономику. А в              состоялась коллегия МПС, которая сделала обобщения рыночных отношений на железнодорожном транспорте:

А) Железнодорожный транспорт может работать в рыночных условиях (в сравнении с другими видами транспорта);

Б) Железнодорожный транспорт может прогнозировать работу на перспективу;

В) Новые условия позволили развить на железнодорожном транспорте рыночные структуры:

-  В МПС на рыночных принципах созданы объединения ВРЗ (в основе которых положена 2-я модель хозрасчета), которые значительно снизили себестоимость ремонта вагонов;

-  Созданы железнодорожные ассоциации банков (на Октябрьской железной дороге – банк Балтийский со своими филиалами на дороге) и страховых компаний (обязательное страхование);

-  Создана целая система маркетинга;

-  То же фирменное транспортное обслуживание в пассажирском хозяйстве;

-  Наложен контроль за расходованием средств и новая инвестиционная политика;

-  Обращено внимание на тарифную политику государства в отношении железнодорожного транспорта. МПС настаивает (предложил) поквартальную индексацию тарифов в связи с ростом цен на энергоносители и материалы.

-  Обращено внимание на социальную и кадровую политику. Заключено 3-х стороннее соглашение: «Правительство – железные дороги – ЦК профсоюзов» об обеспечении железнодорожников социальными условиями:

частичная компенсация кадровым работникам жилья и  индексация зарплаты.

-  Новое в структуре железных дорог. Как известно НОДы образованы в 1945 году. Возникла необходимость в обосновании их размеров (на Октябрьской железной дороге было 11, а сейчас 8), а может их ликвидация (прим. Автора).

-  Поставлен вопрос об упорядочении взымания налогов (муниципальных, региональных и др.) что должно найти отражение в договорах с субъектами Федерации.

2.  Восстановление технического состояния железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, путь, СЦБ, связь и др.)

3.  Окончание строительства БАМ и примыкающих к ней веток – имеется ввиду соц. среда и постоянные устройства (депо и т.д.)

4.  Строительство ВСМ Санкт-Петербург – Москва.

5.  Структура органов управления и планирования на железнодорожном транспорте.

Управление железнодорожным транспортом на сочетании территориального, отраслевого (производственного) и функционального принципов управления:

 


 

   ЦД          ЦТ          ЦВ         ЦП         ЦЩ        ЦХ         ЦФ          ЧЭ        ЧЭУ        и др.                                       

 


     Д            Т             В            П            Ш          НХ          Ф             Э          НЭ         и др.

 


НОДН     НОДТ   НОДВ   НОДП    НОДШ   НОДХ    НОДФ   НОДЭ   НОДПЭ    и др.                       

 


   ДС           ТЧ         ВЧД        ПЧ         ШЧ    НОДХС    БУХГ.    ЭЧ         ИНЖ-     и др.

                                                                                                                          ЭКОН

   

Для коллегиального обсуждения вопросов работы и развития железнодорожного транспорта в МПС образована Коллегия МПС (как и в других министерствах).

            Основные научно-обоснованные направления развития железнодорожного транспорта решает НТС при МПС.

            Основным звеном на транспорте является железная  дорога, на дороге – отделение, а на отделении – отраслевое предприятие.

6.  Виды и содержание плана железнодорожного транспорта.

Основным видом транспортного планирования (как и в других отраслях) является годовой план (т.к. исчезли пока что пятилетие и перспективные планы), который развивается по кварталам.

Конкретизацией годового плана являются оперативные планы (месячные, декадные, суточные и сменные), которые разрабатывают и утверждают сами предприятия.

Существуют также оперативные планы перевозок грузов (месячные и квартальные), которые разрабатывают железные дороги на основании заявок клиентуры.

Содержание плана железнодорожного транспорта следующее (разделы):

-  Эксплуатация железных дорог – это план перевозок грузов и пассажиров, план работы подвижного состава, план эксплуатационных расходов, доходов и рентабельности;

-  Работа промышленных предприятий МПС – содержит объем производства и реализации продукции, ФЗП и другие показатели деятельности промышленных предприятий;

-  Капитальный ремонт основных средств – это объем работ в натуральном и денежном выражении по ремонту подвижного состава, пути, контейнеров и других технических средств, а также зданий и сооружений;

-  Капитальные вложения и новое строительство – это стоимость приобретенного подвижного состава и оборудования, объемы строительства и монтажных работ производственного и непроизводственного назначения;

-  НИР и развитие новой техники;