Процесс совершенствования труда на научной основе принято называть НОТ. Под НОТ понимается такая организация труда, которая основана на достижениях науки и передовом опыте, внедряемых в производство новых технологиях. НОТ позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в производственном процессе, обеспечивает эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, повышает ПТ, способствует сохранению здоровья человека.
НОТ – это инженерная психология, производственная эстетика, широкое использование достижений в области физиологии, психологии, санитарии и гигиены труда.
32. Контингент работников и рабочее время на железнодорожном транспорте.
Около 23% эксплуатационного контингента составляют руководители, специалисты и служащие, из них 40% заняты в аппарате управления, а 60% - в выполнении производственных процессов.
В целом контингент работников железнодорожного транспорта распределяют по категориям:
1. Рабочие - 70%
2. ИТР - 23%
- руководители;
- специалисты;
– служащие.
3. МОТ - 4%
4. Ученые - 3%
Эксплуатационный контингент подразделяется на зависящий и не зависящий от объема перевозок. При текущем планировании доля зависящего контингента принимается 30-40%, что следует учитывать при технико-экономических расчетах.
Время, в течение которого работник участвует в производственном процессе, называется рабочим временем.
Совокупность рабочего времени за какой-либо период называется фондом рабочего времени.
Различают номинальный и реальный фонд рабочего времени:
tн = tколенд - tпразд. - tвых
tр = tн –( tотп. + tгосуд + tбол + tпрочие );
Отпуск предоставляется через 11 месяцев. Минимальный отпуск установлен 24 рабочих дня.
В РФ для большинства рабочих и служащих установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями.
Продолжительность рабочего дня при пятидневке в неделю составляет 8 часов (при нормальных условиях труда).
Для рабочих с вредными и тяжелыми условиями установлена сокращенная неделя – 36 часов.
Такая же норма установлена для подростков 16-18 лет, а для 15-16 лет – 24 часа в неделю.
Существуют смены различной продолжительности (8, 12 часов), поэтому для таких работников установлена месячная норма рабочего времени.
Норма рабочего времени в месяц при пятидневной рабочей неделе составит, например, январь - при нормальных условиях труда 31 – 2 – 9 = 20 раб. дней,
где 31 – число календарных дней в месяц;
2 – число праздничных дней;
9 – число субботних и воскресных дней.
20 х 8 = 160 час
Комментарий Министерства труда РФ
В соответствии с разъяснением Минтруда России от 29.12.93 № 5 (п.2) норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляются по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):
Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.
При этом следует иметь виде, что при совпадении выходного и праздничного дней, выходной день переносится на следующий рабочий день после праздничного (ст. 65 КЗОТ РФ).
33. Производительность труда на железнодорожном транспорте и методы ее определения.
Производительность труда – это количество продукции (работ или услуг), производимое работником (или группой) в единицу времени (час, смену, месяц, год).
Количество единиц продукции можно измерять в натуральном, денежном выражении и через трудоемкость.
В связи с этим существует три метода определения производительности (выработки) труда (Пт):
- натуральный, применяемый на предприятиях, которые производят один вид продукции или продукция однородная и измеряемая в кг, м, т, м2, ткм и т.д.;
- стоимостной, применяемый там, где производится разнородная продукция (ведра, стулья, самолеты и т.д.) и ее представляют в денежном выражении;
- нормативный метод – это разновидность натурального, но продукция при этом выражается в нормо-часах, человеко-часах или днях, т.е. через трудоемкость.
На железнодорожном транспорте все три метода:
- натуральный на перевозках, ремонте подсоса, погрузочно-разгрузочных работах и др.;
- стоимостной на строительстве, капитальном ремонте ОФ, промышленных предприятиях железнодорожного транспорта;
- нормативный на ремонте подвижного состава и др.
Производительность труда на сети, железных дорогах определяется следующим образом:
На отделениях железных дорог также, но вместо тарифных ткм принимаются эксплуатационные (SРlэксп.).
Производительность труда в линейных предприятиях выражается через их хозрасчетные измерители:
- локомотивное депо – ткм брутто;
- вагонное депо – ваг- км;
-дистанция пути – ткм брутто;
- дистанция сигнализации и связи – кол-во усл. Единиц;
- станции – отправленные пассажиры, переработанные т грузов или отправленные приведенные вагоны;
- дистанция электроснабжения – ткм брутто;
- дистанция погрузочно-разгрузочных работ – переработка грузов в т;
дистанция гражданских сооружений – в тыс. руб.
34. Основные факторы, влияющие на Пт
Факторы, влияющие на Пт, можно разделить на три группы:
К первой группе факторов относят
- объем перевозок;
- структура перевозок;
- показатели использования подвижного состава;
- совершенствование организации труда и нормирование;
- стимулирование (материальное и моральное);
- технический прогресс: новая техника, механизация и автоматизация;
- улучшение планирования.
Ко второй группе относят в основном:
- климатические условия;
- рельеф местности.
Третья группа включает в себя:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.