Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта"

Страницы работы

39 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1. Предмет и содержание курса. Задачи курса в новых условиях хозяйствования (рыночной экономике)

            Экономика железнодорожного транспорта является частью «экономики транспорта», которая подразделяется на ряд отраслевых экономик:

-  железнодорожного;

-  автомобильного;

-  водного (речного и морского);

-  трубопроводного и др.

Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт общего пользования, т.е. магистральный транспорт (кроме внутрипроизводственного).

Предметом курса является изучение:

-  взаимоотношений (производственных и экономических) между коллективами работников железнодорожного транспорта и промышленных предприятий и сельского хозяйства, а также населением страны (пассажирами);

-  то же между трудовыми коллективами различных видов транспорта;

-  то же между трудовыми коллективами предприятий самого железнодорожного транспорта (ДС, ПЧ, ТЧ, ВЧД, ШЧ, ЭЧ, НГЧ, МЧ и др.).

Экономика железнодорожного транспорта содержит в себе:

-  роль транспорта в развитии страны (общества);

-  вопросы управления и планирования на железнодорожном транспорте;

-  эффективность использования средств производства;

-  организацию труда и зарплаты;

-  хозяйственный расчет и анализ хозяйственной деятельности.

Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства. При этом экономика ориентируется на человека как главную производительную специальность, на его интересы и управление ими.

На железнодорожном транспорте в специфических условиях действуют экономические законы, изучаемые в курсе общей экономики, что связывает ее с отраслевой экономикой.

Экономические законы действует при всех способах производствах, в частности общий закон экономии времени и закон соответствия характера производственных отношений развитию производительных сил. Особое место занимают экономические законы, возникающие на определенных этапах развития экономики, законы товарного производства, а также специфические законы (закон распределения по труду закон прибавочной стоимости, закон планомерного развития и т.д.).

Для экономики транспорта большое значение имеют такие объективные экономические законы, как:

-  закон стоимости – основной закон товарного производства и рынка, регулирующий связи между т/производствами и потребителями, между видами транспорта, между предприятиями и клиентурой;

-  закон спроса и предложений;

-  закон, повышающий ПТ – внедрение новых форм организации труда, НТП, оплаты труда и стимулирования;

-  закон пропорционального развития экономики – согласовать, сбалансировать;

-  закон накопления – использование части прибавочной прибыли для непрерывного расширения, обновления, улучшение качества …

-  закон денежного обращения – на транспорте – ускорение кругооборота средств.

Таким образом, в курсе «Экономика транспорта» изучаются конкретные проявления объективных экономических законов, а также закономерности развития и функционирования железнодорожного транспорта как сферы материального производства.

      Экономика транспорта отвечает на вопрос: «Что надо делать в теории и на практике, чтобы удовлетворить потребности хозяйства страны и населения в перевозках с наименьшими издержками?»

2.Транспорт как отрасль материального производства и ее особенности.

      Транспорт общего пользования является связующим звеном между производством и потреблением. Перемещая продукцию из мест производства в места потребления, он продолжает процесс производства в сфере обращения и само- перемещение (перевозки) является транспортной продукцией, которую он и реализует.

      Следовательно, продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров (при условии их завершения) и измеряется она количеством перевезенных тонн грузов и количеством перевезенных пассажиров. Эта продукция имеет и качественные характеристики:

-  своевременность и скорость доставки;

-  сохранность и безопасность;

-  комфорт пассажиров и т.д.

Грузовые перевозки характеризуются грузооборотом и измеряются в mкм (åPl), а пассажирские – пассажирооборотом и измеряются в пасс-км (åАl).

Различают грузооборот нетто и брутто, при этом грузооборот нетто имеет две разновидности: тарифный и эксплуатационный.

            Общая работа транспорта измеряется в приведенных mкм

åPlпр = åPlтар.,экспл. + åАl.

            Следует различать продукцию транспорта и его работу.

            Продукция – это доставка 1 т. груза, а работа – это грузооборот в  mкм.

            Т.о. продукция (1 т.) – это результат транспортного производства, а работа – это его затраты.

                                                      150 км

                                                                                                                Pl= 150 mкм

                                1 m

                   А                                                                               Б         Pl= 200 mкм

                                                         200 км

Следовательно, чтобы увеличить прибыль (конечный результат рыночной экономики), необходимо сократить работу на единицу продукции:

     

Продукция транспорта невещественна, и ее нельзя создавать в запас (накапливать). Это подтверждается и кругооборотом капитала:

-  для промышленности:

                                     Сп

Д ®Т                             …П…Т¢®Д¢

                                    Рс

-  для транспорта:

                         Сп

Д ®Т                             …П…Т¢®Д¢.

                                    Рс

            Следовательно, транспорт вместо запасов продукции (mкм и пасс-км) должен иметь запасы (резервы) провозной и пропускной способностей.

            Поскольку транспортная продукция невещественна, то на ее производство не требуется сырья, поэтому в расходах (Э) и в с/с (С) железнодорожного транспорта отсутствуют затраты на сырье. Вместе с тем, довольно велик, удельный вес зарплаты амортизационных отчислений, топлива и электроэнергии – более 70%

3. Транспортная система и технико-экономическая характеристика различных видов транспорта

            Транспортная система включает в себя различные виды транспорта, которые в рыночной экономике должны функционировать и выживать сами по себе.

            Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте РФ характеризуется данными (%):

Pl

Al

1.

Железнодорожный транспорт (МПС)

2.

Водный – морской

                  Речной

3.

Автомобильный

4.

Трубопроводный

5.

Воздушный

                            Итого:

Для каждого вида транспорта характерны:

1.  Технико-экономические показатели: пропускная и провозная способности линий, скорость доставки, регулярность движения и перевозок, безопасность и т.д.

2.  Натуральные показатели: трудоемкость транспортной продукции, удельная потребность в топливе и электроэнергии, металле и других материалах, т.е. материалоемкость и др.

Похожие материалы

Информация о работе